Политолог: встреча в Казани может таить опасность для Азербайджана

Сегодня в Казани президенты Азербайджана и Армении при посредничестве президента России попытаются сблизить позиции по нагорно-карабахскому урегулированию.

Как сообщает AZE.az, известный азербайджанский политолог, сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана Араз Ализаде в интервью Salamnews прокомментировал запланированную на сегодня в Казани встречу по нагорно-карабахскому урегулированию в трехстороннем формате.

– Сегодня в Казани состоится очередная встреча президентов Азербайджана и Армении. Чего можно ожидать от этой встречи?

– Я оптимистичный человек. Но несмотря на это, не жду от казанской встречи чего-то хорошего. Потому что если мы посмотрим на реальность, то лица, стоящие сейчас в Армении у власти – члены мафии, именуемой “карабахский клан”. Они пришли к власти путем сепаратизма, и поэтому никогда не подпишут справедливое мирное соглашение. Если в ходе казанской встречи будет подписано справедливое мирное соглашение, армянский народ взбунтуется и свергнет нынешнюю власть. А несправедливое мирное соглашение приведет к тому, что в будущем в мире возникнет ряд конфликтов.

С другой стороны, может случиться так, что Россия чудесным образом проявит искреннюю позицию, окажет давление на Армению и будут получены положительные результаты. Но я в это не верю. Потому что Армения во всех направлениях зависит от России.

На казанской встрече может быть предпринят опасный для Азербайджана шаг. То есть, Россия воздействует на Армению и она вернет 7 районов вокруг Карабаха. После Россия будет представлять Армению миру как страну с конструктивной позицией. После этого, мировая общественность не будет оказывать давления на Армению, напротив, давление будет на Азербайджан. А это может привести к тому, что Азербайджан в своей позиции пойдет на те или иные уступки.

Возвращение некоторых районов напоминает исторического “троянского коня”. Вернув районы, они оповестят на весь мир, что Армения пошла на уступки. На самом деле Армении в основном нужен Нагорный Карабах и она постарается удержать его. Поэтому с этой точки зрения я считаю казанскую встречу опасной. История не знает случаев возвращения оккупированных земель мирным путем.

– В последнее время в публикациях армянских СМИ об Азербайджане будто бы чувствуется определенное смягчение. Может ли это быть связано с казанской встречей?

– В позиции армян нет никакого смягчения. Армяне заражены усложненной формой национализма. Большинство армянских политиков выступают как националисты. Хотя 20 лет назад они были никем, но на волне этой болезни – национализме, они оккупировали Нагорный Карабах, пробились наверх и теперь пришли к власти. Сейчас армян пугает стремительный экономический рост Азербайджана, усиление, рост международного авторитета. С ростом политического, экономического, культурного веса Азербайджана в мире, Армения уступает свои позиции.

Естественно, в 1988-1993 годы Азербайджан проиграл в пропагандистской войне. Победа в этой войне была очень большим фактором для армян. Потому что победившие в пропагандисткой войне страны могут долгие годы строить несправедливую политику, а мировая общественность будет закрывать на это глаза. Сейчас Азербайджан намного обходит Армению в пропагандистской войне. Именно это и ввергает Армению в панику.

– Как вы относитесь к акции Общественной палаты 19 июня?

– Самая большая беда азербайджанской оппозиции – отсутствие работы над собой. Пришедшие в политику в 1988 году лица до сих пор не работали над собой и не развивались. Повторяют те же лозунги, те же движения. Имеется много путей борьбы. Оппозиционеры же знают только один – митинг. В целом, первые митинги в Азербайджане организовывала маленькая группа, названная после социально-демократическая группа, куда входил и я. Тогда мы приходили в студенческие общежития и призывали “Карабах отрывают от нас, все на митинг!”, и люди собирались на митинги. Затем эту волну митингов продолжил Народный фронт Азербайджана. В то время организации под названием “Ченлибель” и “Варлыг” организовали движение “88-я площадь”, но это было провокацией бывшего КГБ СССР.

В то время в в 109 статью Конституции Азербайджана хотели внести поправку о том, чтобы чрезвычайное положение могли вводить без разрешения республики. Мы тогда хотели организовать пикет у Верховного совета и заставить депутатов не принимать эту поправку. Вместо этого в газете “Коммунист” прошел лозунг “Topxananın harayı” (“Стон Топханы” – знаменитый карабахский лес), и после этого начались митинги.

Тогда предводителем митингов был Неймат Панахлы. Они предъявили Абдурахману Везирову сначала 10, потом 100 и в конце 800 требований. Эти требования звучали смехотворно. Например, было выдвинуто требование: “Азербайджанский язык должен быть государственным”. Но если открыть Конституцию Азербайджана 1976 года, мы увидим, что азербайджанский язык и так являлся государственным. То есть, в этом была цель. Подобные смехотворные шаги ПНФА привели к кровавой трагедии 20 января 1990 года. Это те же люди, которые в 1992 года совершили государственный переворот и пришли к власти, в 1993 поставили Азербайджан перед лицом гражданской войны и хотели того же в 2003 году.

Сейчас народ уже устал от этих людей, а они ни разу не покаялись. Полагаю, если политик, вольно или невольно, совершает действия, идущие во вред народу, он должен уйти из политики. Если они не уходят, народ не идет за ними. Как мы и наблюдаем это в лице Общественной палаты. Митинги оппозиции не получаются по той же причине. Каждый раз, когда мне звонят журналисты и спрашивают, чего я жду от очередного митинга, я отвечаю – ничего.