Послесловие к истории с разоблачением лжи Ашота Григоряна

Выясняются новые подробности бесстыдной лжи, созданной и распространяемой главой Форума армянских союзов Европы (ФАСЕ) Ашотом Григоряном о якобы существовании статьи УК Словакии, предусматривающей уголовную ответственность за отрицание так называемого «геноцида армян». На днях А.Григорян опубликовал своё письмо, написанное министру иностранных дел Словакии Мирославу Лайчаку в ответ на некое заявление МИД по поводу якобы существования подобной статьи.

С самого начала отметим, что после разоблачения многократных эпизодов лжи со стороны обосновавшегося в Словакии армянского самозванца и провокатора, мы уже не верим ни одному его слову. И поэтому каждый раз, когда он о чём-то заявляет, мы стараемся в первую очередь отыскать первоисточник – будь-то текст статьи УК Словакии, текст резолюции 1754/2004.1341 (даже эту резолюцию Григорян умудрился исказить и от себя «впихнул» туда пунитивные меры, которых там нет) или лица, от имени которых Григорян придумывает и самовольно делает заявления (например, вспомним анекдот о «приводе» турецкого посла в полицию, где она «признала геноцид армян») или чьи слова он топорно искажает. Поэтому мы и на этот раз попытались разыскать заявление МИД Словакии, о котором говорит сей фантазёр. Но нигде нам не удалось его найти. Если подобное заявление действительно было сделано (в чём мы сильно сомневаемся), то пусть Григорян даст нам ссылку. Несомненно, мы всё перепроверим непосредственно с самим автором заявления и сравним с тем, как его цитирует наш герой.

Но даже из того, как цитирует мифическое заявление МИД Словакии сам А.Григорян, явствует, что авторы документа (о существовании которого надо еще удостовериться), будучи представителями одной из трёх ветвей власти – а именно, исполнительной власти, – «отослали» Григоряна к власти судебной. Так, он пишет, что в заявлении говорится о том, что «подлежащее исполнению толкование положений Уголовного кодекса является прерогативой суда». В переводе на знакомый Григоряну язык, это означает: «отстаньте от нас, мы не занимаемся толкованием УК, обращайтесь к суду». Проще говоря, МИД не дал втянуть себя в беспредметную дискуссию.

Тем не менее в своём письме на имя главы внешнеполитического ведомства страны А.Григорян написал следующее (орфография, грамматика и пунктуация сохранены): «Постановлением № 1341 от 30-го ноября 2004 Насиональный совет Словацкой республики признал геноцид Армян в османской империи в 1915-ом году преступлением против человечности, и законом № 257/2009 от 16-го июня 2009 была внесена поправка в Уголовный кодекс Словакии которой добавлен также параграф 424а устанавливающий уголовную ответственность, помимо прочих, за отрицание, приуменьшение и высказывание неуважения по поводу холокоста, геноцида и других преступлений против человечности, в том числе геноцида Армян» (http://www.nt.am/ru/news/171952/).

Единственное, к чему он верно ссылается, это резолюция 1754/2004.1341 Национального совета Словакии от 30 ноября 2004 года, которая содержит лишь одно предложение, называющее гибель армянского населения в Османской Империи «геноцидом» и «преступлением против человечности» (http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.330/current_category.7/affirmation_detail.html). Но при этом он сознательно (или по незнанию) обходит молчанием разницу между законом и не имеющей силу закона парламентской резолюцией (non-binding resolution). Подобные резолюции отражают лишь мнение тех депутатов, которые проголосовали за их принятие, но не отражают мнение народных избранников, не проголосовавших или проголосовавших против них, и уж точно не отражают позицию правительства страны и всего населения. Поэтому они, в отличие от закона, не могут быть никому навязаны, и, в принципе, они утрачивают свою актуальность с избранием нового состава парламента. Впрочем, это тема отдельного разговора, к которому мы, возможно, в будущем вернёмся, когда будем рассматривать спекуляции относительно «международного признания геноцида армян» (на наш взгляд, никакого признания нет, кроме Франции, где в 2001 году был принят именно закон о «геноциде армян»; во всех других странаx были приняты лишь парламентские резолюции, декларации или заявления, не имеющие силы закона и утратившие актуальность с новыми выборами).

Вернёмся к нашим баранам (точнее, в единственном числе). Две другие ссылки, содержащиеся в письме А.Григоряна, не имеют никакого отношения к армяно-турецкой межобщинной войне 1915 года, которую он пытается подогнать под словацкое законодательство. В частности, мы отыскали закон № 257/2009 от 16-го июня 2009, в котором дословно говорится следующее (см.: стр. 2 в PDF-документе http://www.cechova.sk/en/documents/fln/aj/2009/fln_jun_09.pdf):

AMENDMENT OF CRIMINAL CODE

(Act No. 257/2009 Coll. Amending and Supplementing Act No. 300/2005 Coll. Criminal Code, as amended)

Problematic of extremism in the Criminal Code is regulated under the explanatory note by this Act.

This Act defines extremist group as an association of at least three natural persons for the purposes of committing criminal act of extremism. In case that criminal prosecuting authority shall prove existence of extremist group, it shall be regarded as a circumstance conditioning application of higher criminal penalty.

The Act stipulates that under criminal acts of extremism shall be subsumed:

(a) criminal act of support and propagation of groups oriented to suppressing basic rights and freedoms,

(b) criminal act of manufacturing of extremist materials,

(c) criminal act of circulation of extremist materials,

(d) criminal act of possession of extremism materials,

(e) criminal act of defamation of nation, race and confession,

(f) criminal act of supporting to nation, race and ethnic hatred,

(g) criminal act of supporting, defamation and threatening to natural persons due to their relations with some race, nation, nationality, colour of skin, ethnic group or family origin, and

(h) criminal act committed from special motive.

This Act shall come into force on 1 September 2009.

На основе данного закона (именно закона, а не какой-то non-binding резолюции) была внесена поправка в УК Словакии в виде новой статьи 424а, которую мы уже приводили в нашей предыдущей статье (http://aze.az/news_fantazii_ashota_griqoryana_83638.html).

Безупречное толкование данной статьи УК Словакии содержится в докладе от 30 мая 2012 года (CERD/C/SVK/9-10), представленном делегацией этой страны в ООН комитету по устранению расовой дискриминации (Committee on the Elimination of Racial Discrimination – CERD) (см. параграфы 75-78 PDF-документа http://www2.ohchr.org/english/bodies/cerd/docs/Slovakia_CERD82_en.pdf). Простое знакомство с этими четырьмя параграфами доклада, что можно без труда сделать, открыв данную ссылку, показывает, что в нём речь идёт о введении в действие новой статьи УК Словакии, предусматривающей наказание, помимо прочего, также за совершение, угрозу совершения, призыв к совершению и отрицание геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Однако в документе не конкретизируется, отрицание каких именно геноцидов уголовно наказуемо. А это необходимое условие, так как в противном случае человека можно упрятать за решётку за отрицание факта «геноцида» в Карфагене или массовых и бессмысленных казней в ходе походов Хромого Тимура, если кому-то вдруг вздумается, что всё это – геноцид.

Поэтому, чтобы найти конкретизацию случаев геноцида, необходимо обращаться к самой статье 424а УК Словакии, которая, как видно из документа http://legislationline.org/download/action/download/id/3763/file/Slovakia_CC_2005_en.pdf, криминализирует отрицание или оправдание только следующих преступлений:

1) геноцид, военные преступления и преступления против человечности, в отношении которых имеется решение Международного уголовного суда (ICC). Поясним: на сегодняшний день ICC вынесло только одно решение – по поводу совершённых Томасом Лубангой военных преступлений в Демократической Республике Конго. Скоро ожидается еще одно решение по Кении. Пока всё.

2) преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, совершённые гитлеровской Германией и в отношении которых вынесено решение Нюрнбергского трибунала.

3) преступления, в отношении участников (а также пособников) которых вынесено окончательное решение международного (! – именно международного, а не национального) суда. Таких случаев истории известно три: жестокое обращение восемью турецкими военнослужащими с британскими военнопленными в годы первой мировой войны (решение Мальтийского трибунала), геноцид тутси (решение Международного трибунала по Руанде), геноцид боснийских мусульман (решение Международного трибунала по бывшей Югославии).

А теперь вопрос на засыпку: каким боком к этим вполне конкретным случаям имеет набивший оскомину «геноцид армян». Да НИКАКОЕ! Он не только не упоминается открытом текстом, но даже в статье чётко оговаривается, что данным законом в качестве «геноцида», «преступления против человечности» и «военного преступления» считаются только те, в отношении которых имеются решения международного суда. Всё, Ашот, «давай, иди гуляй, до свидания»!

13 июля 2011 года Национальный совет Словакии принял еще один законопроект, который вносит поправку в закон No. 301/2005 и добавляет в УК страны новую статью 422d, вступившую в силу 1 сентября 2011 года (http://www.kscm.cz/political-opinions/57993/). “Any person who publicly denies, approves of or tries to justify the Holocaust, the crimes of regimes based on fascist ideology, the crimes of regimes based on communist ideology or the crimes of any similar movement which, by violence, the threat of violence or the threat of inflicting serious injury, aims to suppress the fundamental rights and freedoms of individuals, shall be punished by imprisonment for a period of six months to three years”, говорится в статье.

Опять же, не может здесь найти никакого упоминания о «геноциде армян», что неудивительно: никакого отношения к коммунизму и фашизму армяно-турецкая резня, периода первой мировой войны, начатая, кстати, самими армянами, не имеет.

Наконец, в своём письме к главе МИД Словакии А.Григорян пишет: «От себя и от организации, которые я представляю, еще раз искренне Вас благодарю за заявление, в котором подтверждаете незыблемость отношения Словацкой республики к событиям произошедшим в 1915-ом году в Османской империи, являющимся трагедией не только для армянского народа но и для мирового сообщества и цивилизованного человечества».

Как мы уже сказали, у нас большие сомнения в факте существования подобного заявления вообще или же в честном цитировании Григоряном слов словацкого министра. Ждём от него ссылок. Xотя, привыкшие к его бесконечным фантазированиям, мы и сами всё перепроверим с непосредственным первоисточником.

Но даже если глава МИД Мирослав Лайчак действительно произнёс эти слова, то с ним можно только согласиться: события 1915-го года в Османской империи действительно не являются трагедией для одного лишь армянского народа. В равной, если не в большей степени, эти события являются трагедией также и в первую очередь для турецкого народа, мирное население которого (в основном, дети, женщины и престарелые), оставленное в тылу и в зоне российской оккупации, испытало на себе немыслимые зверства армянских бандформирований в дни, когда турецкие мужчины проливали свою кровь и клали кости на фронтах мировой войны, защищая свою Родину. И это действительно является трагедией для мирового сообщества и всего цивилизованного человечества.

Назим Гаджиев
Лондон