Посол Германии в Азербайджане: «Мы поддерживаем проект «Южный коридор» как основной проект в диверсификации нашего энергетического обеспечения»

Сотрудничество между Германией и Азербайджаном продолжается успешно, заявил посол этой страны в Азербайджане.

Как передает AZE.az со ссылкой на АПА, посол Германии в Азербайджане Гербертом Квелле рассказал о приоритетах евросообщества в энергополитике.

– Господин посол, День Германского Единства приходится на октябрь. Со дня падения Берлинской стены и объединения Германии прошло примерно 20 лет. Как Вы оцениваете это событие сегодня, и что значит для Вас этот праздник?

– День Германского Единства – это большая радость и праздник. 21 год назад был положен конец разделению Германии. С того самого момента единая Германия является авторитетным членом таких организаций как Европейский Союз и ООН. В этом году День Германского Единства совпадает с одним печальным событием – 50 лет назад, 13 августа 1961 года была воздвигнута берлинская стена. За 28 лет существования берлинской стены более 100 человек, пытавшихся перебежать из Германской Демократической Республики, были убиты погранвойсками Восточной Германии в Берлине. Разумеется, этот день затрагивает чувства родственников и друзей погибших. Что же касается понятия «стена в голове» для немцев, то есть взаимопонимание между «Wessis» (гражданин Западной Германии) и «Ossis» (гражданин ГДР), в этом направлении мы достигли большого прогресса. Массовость мероприятий, проводимых в бывшей столице Федеративной Республики Германия Бонне, говорит о том, что немцы идентифицируют то, кем они являются, исходя из своих национальных праздников.

– Германия считается локомотивом европейской экономики. Но некоторые отмечают, что в то время как ряд европейских стран экономически более активен в Азербайджане, страна не может привлечь новые прямые немецкие инвестиции. Что должен сделать Азербайджан в своем бизнес-климате, чтобы напрямую привлечь новые немецкие инвестиции?

– Я согласен с Вашей классификацией относительно инвестиций и торговли. Я бы хотел видеть больший объем вложений из Германии в Азербайджан. Но здесь надо понимать структуру немецкого бизнеса. Маленькие и средние предприятия являются своего рода опорой нашей экономики. В ряде случаев их конкурентоспособность зависит от определенных моментов. Они не могут позволить себе крупные правовые сделки и поэтому не склонны к риску, предпочитают вкладывать в страны с низким уровнем коррупции и с надежной правовой системой, как в Германии. В зависимости от того, насколько будут успешными продолжающаяся сейчас в Азербайджане борьба с коррупцией и установление правовой системы, настолько же повысится привлекательность Азербайджана для немецких вложений. Что же касается торгового оборота, стоит отметить, что этот показатель в прошлом году составил 700 млн. евро. По этому показателю Германия заняла лидирующие позиции среди стран, экспортирующих товары в Азербайджан. Мы экспортируем различный ассортимент товаров, в особенности автомобили. Но мы также продаем детали для автомобилей, медицинское оборудование и, что больше всего меня удивляет – табак. С другой стороны Германия импортирует из Азербайджана товаров и продуктов на сумму 1 млрд. 300 млн. евро. Основу импорта составляет нефть.

– Среди азербайджанцев популярны поездки в Германию. Примерно какое количество виз Вы выдаете в год?

– Мы очень рады, что Германия обладает подобной славой страны для путешествий. В прошлом году мы выдали 12 тыс. виз. Верю, что выдача Еврокомиссией мандата на упрощение визового режима является положительным фактором, и я надеюсь на скорый прогресс. В то же время должен сказать, что вопрос упразднения виз для немцев, европейцев и других граждан в условиях увеличения числа гостиниц не только в Баку, но и в регионах, относится к компетенции Азербайджана. Уверен, что это стало бы большим вкладом в резкое увеличения числа лиц посещающих вашу страну.

– Германия вот уже 15 лет является членом Минской группы, занимающейся урегулированием карабахского конфликта. Но из-за того, что в переговорах отсутствует серьезный прогресс, в азербайджанском обществе возникло чувство разочарования, а тем временем конфликтующие стороны увеличивают военные расходы. Учитывая это, как Вы оцениваете последнюю динамику в процессе карабахского урегулирования?

– Я понимаю разочарование, возникшее в связи с незначительным прогрессом. Согласен с тем, что увеличение военных расходов вызывает обеспокоенность. Но, к счастью, я не вижу никаких признаков, которые привели бы к прекращению переговоров за исключением некоторых неверно трактуемых официальных заявлений. Наблюдая и осознавая карабахскую проблему, я все больше вспоминаю один аспект из истории послевоенной Германии. Речь идет об эпизоде, пришедшимся на 20-летие со дня создания ФРГ. Я имею в виду дальновидную новую восточную политику Вилли Брандта, включенную в Хельсинский процесс. Именно эта политика привела к падению Берлинской стены через 40 лет после провозглашения ФРГ и ГДР в 1949 году. Суть примера, который я привел из истории Германии, заключается в терпении и поиске политического решения. Тот, кто оглядывается назад, потеряет свое будущее.

– Каково отношение Германии к проекту «Южный коридор»?

– Мы полностью поддерживаем проект «Южный коридор» как основной проект в диверсификации нашего энергетического обеспечения. Надеемся, что в ближайшее время будет принято решение в связи с конкретным маршрутом трубопровода, потому что инвесторам нужна определенность.

– Господин посол, в связи с победой на Евровидении Германия в некотором смысле стала особенной страной для Азербайджана. Последний конкурс, на котором победил Азербайджан, состоялся именно в Германии. К тому же один из участников нашего дуэта получил образование в Германии. Некоторые люди, наблюдающие за этим и рядом других процессов в области культуры, говорят, что сейчас Азербайджан стал близок с культурологической точки зрения к Европе больше, нежели с политической точки зрения. Что Вы думаете об этом?

– Я очень рад, что Ell & Nikki принесли победу Азербайджану в Дюссельдорфе, и теперь я с нетерпением жду большого события, которое пройдет в следующем году в Баку. Я несколько раз встречался с Эльдаром, и могу сказать, что он открытый, толерантный представитель Азербайджана, ориентирующегося на Запад. Хотя песенный конкурс Евровидение является «лишь» музыкальным событием, лица, ответственные за принятие политических решений в Баку, сыграли большую роль в этой победе. Оргкомитет Евровидения открыто заявил, чего именно он ожидает от страны-хозяйки в вопросе виз для иностранных гостей, в сфере свободы слова и других свобод граждан. Позвольте быть более откровенным: в настоящее время мы наблюдаем, что люди, использующие предоставленную Конституцией свободу выражения, привлекаются к уголовной ответственности, и это ставит большой вопрос относительно достижения целей, намеченных 27 мая господином Ильхамом Алиевым. Привожу цитату: «Демократические принципы должны быть установлены во всех сферах Азербайджана. В стране продолжается правовое государственное строительство, и в этом направлении ожидаются дополнительные шаги. Это желание народа и веление времени».