Посол Германии в Азербайджане: Новая война – не путь решения конфликта

К сожалению, переговоры Минской группы ОБСЕ пока не принесли ожидаемых продвижений, и я понимаю растущее нетерпение, – сказал Герберт Квелле.

“Конфликт затрагивает два конфликтующих друг с другом международных юридических принципа – незыблемость территориальной целостности и право на самоопределение. К сожалению, переговоры Минской группы ОБСЕ пока не принесли ожидаемых продвижений, и я понимаю растущее нетерпение”.

Об этом, как сообщает AZE.az, сказал посол Германии в Азербайджане Герберт Квелле, комментируя SalamNews отношения между Азербайджаном и Германией, а  также ситуацию в регионе.

– Азербайджанский народ 20 лет живет в независимом государстве. За этот период между Азербайджаном и Германией были подписаны несколько соглашений и документов. Как вы оцениваете существующие отношения между государствами?

– От имени Германской Федеративной Республики я от души поздравляю азербайджанский народ и правительство с 20-летием независимости. Отношения между Германией и Азербайджаном хорошие и дружеские. В западном регионе Азербайджана с 1819 года проживают немецкие мигранты. 20 лет назад, когда Азербайджан обрел независимость, Германия одной из первых признала ее. В феврале 1992 года между нашими странами были налажены дипломатические отношения. С 1995 года в Баку функционирует посольство Германии. Более 15 лет между Азербайджаном и Германией существуют прочные отношения в ряде сфер. Торговые отношения динамично развиваются. В Азербайджане высоко ценят произведенные в Германии товары. Я очень доволен уровнем отношений.

– Еще в начале XIX века немцы заложили в Азербайджане основу населенных пунктов Хелендорф, Анненфельд, их следы существуют по сей день. Ведутся ли какие-либо работы между Азербайджаном и Германией по сохранению этой истории и в целом поддерживает ли официальный Берлин проживающих в Азербайджане немцев?

– Да, реализуются проекты по охране и реконструкции в Азербайджане исторических памятников при поддержке Германии. К слову отмечу, что недавно я посетил немецкую церковь в Шемкире. Важно взять на себя обязательства по дальнейшей охране азербайджанской стороной культурного наследия, исторические следы которого до сих существуют в вашей стране. То есть, Азербайджан должен расценивать церковь как архитектурный памятник, относиться к нему как к ценности и охранять. Для этого требуется определенный бюджет. После следует подготовить плодотворную концепцию.

Кроме того, если у церкви нет активной паствы, то по-моему, нет смысла восстанавливать ее как церковь. Для примера можно привести бывшую немецкую церковь в Баку. Восстановление ее азербайджанским правительством и использование в качестве концертного зала достойно похвалы. Наряду с этим функционирует и евангелистско-лютеранская община церкви. Для проведения мероприятий община по назначению использует церковь. Например, в Англии церкви иногда используются как жилье. Я готов принять и подобные радикальные концепции. Церковь также может использоваться как музей или для туристических целей. Думаю, церковь в Гей-Геле следует реконструировать, чтобы она не разрушилась.

Если Азербайджан предпримет шаги в этом направлении и германские эксперты посчитают их удовлетворительными, германское правительство рассмотрит возможность помощи азербайджанской стороне. Помощь Германии может заключаться в консультациях или дополнительном финансировании. Наше посольство и ранее пробуждало в германских компаниях интерес к подобных проектам в Азербайджане.

Что касается проживающих в Азербайджане немцев, сейчас в вашей стране проживают 500 граждан немецкого происхождения. Для сохранения культурных традиций Германии и проведения культурных мероприятий они получают финансовую помощь от культурного общества “Viedergeburt”.

– Какая сфера азербайджанского рынка приоритетна для бизнесменов и правительства Германии?

– Азербайджан – экспортер нефти и газа, поэтому федеральное правительство заинтересовано в укреплении позиции официального Баку. Производимые германскими компаниями продукты считаются отвечающими требованиям азербайджанских потребителей. Примером можно привести двигающиеся по улицам страны германские автомобили, используемую в строительстве продукцию. Кроме того, Германия экспортирует в Азербайджан самолеты, химические средства, продовольствие, табачные изделия и ряд других товаров. В 2010 году экспортная сумма германских товаров, поставляемых в Азербайджан, составила 736 млн. евро. Германские компании заинтересованы во многих сферах. Среди них строительство, сельское хозяйство, возобновляемые энергоисточники и др.

– В настоящий момент Азербайджан работает над рядом крупных проектов. Один из них “Nabuссо”. Как по-вашему в чем важность этого проекта для Европы, включая Германию?

– Германские компании заинтересованы в двух проектах “Южного коридора” – “Nabucco” и “TAP”. Компания RVE участвует в “Nabucco”, а компания “E.On” – в ТАР. “Южный коридор” должен обеспечить Европу газом. В таком случае не должна оставаться зависимость от российского газа и от России самой как транзитной страны. В поставках газа мы считаем важным фактором диверсификацию. Поэтому федеральное правительство с политической точки зрения поддерживает реализацию проекта “Южного коридора”.

Интерес Германии в этом проекте не означает недовольство “Газпромом”. В настоящее время “Газпром” на 40% удовлетворяет потребность Германии в газе. Эта компания надежный поставщик Германии и в будущем останется основным поставщиком газа.

– Что вы можете сказать о самой наболевшей проблеме Азербайджана – нагорно-карабахском конфликте? Каким вы видите решение этой проблемы как дипломат?

– Конфликт затрагивает два конфликтующих друг с другом международных юридических принципа – незыблемость территориальной целостности и право на самоопределение. К сожалению, переговоры Минской группы ОБСЕ пока не принесли ожидаемых продвижений, и я понимаю растущее нетерпение. Но понятно и то, что новая война – не путь решения конфликта. Поэтому я позитивно отношусь к продолжению переговоров.

Мы, немцы, 40 лет ждали воссоединения. Воссоединение Германии началось в 70-ые годы прошлого века на Хельсинском процессе, в результате региональных изменений в основном мирным путем. Дальновидный федеральный канцлер Германии Вилли Брандт сыграл решающую роль в формировании политики “Нового востока”. Из истории Германии я извлек, что необходимо быть терпеливым.