Посол России в Азербайджане: мы доверяем друг другу

Отношения между Москвой и Баку уверенно развиваются, а санкционное противостояние между РФ и Западом только привело к увеличению экспорта азербайджанской сельхозпродукции на российский рынок.

Как сообщает AZE.az, об этом рассказал в интервью РИА Новости посол России в Азербайджане Владимир Дорохин.

— Во многовековой истории российской дипломатии отношения со странами СНГ — совершенно новая глава или, по крайней мере, страница. Можно ли уже говорить о каком-либо опыте? Как это чувствуется на примере Азербайджана?

— Конечно, это глава. В ней много страниц, и будет еще больше. СССР никогда не вернется, и бывшие советские республики будут и дальше развиваться как самостоятельные государства — субъекты международного права, каждое со своей спецификой.

То, что сейчас происходит на Украине, наглядное подтверждение тому, что для России нет ничего важнее, чем ее ближайшее окружение, то есть СНГ. Это мы начали говорить уже в 1991 году, после распада СССР. Но чтобы перейти, как говорится, от слов к делу, потребовалось пройти длительный путь. Такой же путь прошли и наши партнеры. Хочется надеяться, что сейчас для всех нас наступил настоящий момент истины.

​В этом плане отношения России и Азербайджана как независимых государств также представляют собой интересный и поучительный пример. В течение первых 10 лет они были сложные. Пришедший к власти "Народный фронт" говорил про Россию и русский язык лишь в негативных тонах. Соответствующей была и реакция России. В 2001 году ставшие во главе своих государств Гейдар Алиев и Владимир Путин выработали новые принципы отношений.

Это, прежде всего, абсолютное уважение суверенитета и независимости друг друга, невмешательство в дела друг друга, выстраивание сотрудничества на основе разумного и взаимоприемлемого баланса. Эти принципы выдержали испытание временем и работают на благо России и Азербайджана и по сей день. Вот вам опыт дипломатической работы на пространстве СНГ.

— Что значат для России в условиях современной геополитической обстановки отношения с Азербайджаном?

— В российско-азербайджанских связях все спокойно, стабильно и предсказуемо. Россия хорошо осознает все нюансы самостоятельной политики Азербайджана и относится к Баку с полным пониманием. Как посол, который работает в Баку уже шесть лет, я чувствую, что и в Азербайджане существует такое же отношение к России. Думаю, что для нашей внешней политики это большой плюс.

​Минувший 2014 год был хорошим для российско-азербайджанских отношений. Три раза встречались президенты, в Азербайджан приезжали многие российские министры и наоборот. Огромный интерес к республике проявили российские регионы: в Азербайджане побывало 22 делегации, 12 из которых возглавляли руководители регионов.

Выросла торговля: мы вновь выходим на рекордный уровень, близкий к 4 миллиардам долларов.

Хорошо развиваются гуманитарные связи, базирующиеся в значительной степени на уникальном положении русского языка в Азербайджане. Я, например, до сих пор нахожусь под впечатлением от масштабных мероприятий в честь 200-летия Михаила Лермонтова, проведенных в Азербайджане на государственном уровне под эгидой первой леди, чего в мире нигде больше не было.

О наших добрых отношениях можно говорить много. Но главное — есть осознание, что надо идти вперед, есть готовность к этому и понимание, как это сделать.

— Не могу не спросить о том, как происходящее на Украине влияет на российско-азербайджанские отношения.

— Азербайджан как самостоятельное и независимое государство имеет свою точку зрения по всем вопросам, включая украинский. Во многом наши оценки совпадают. В некоторых моментах расходятся.

Но я уже говорил о принципах. Мы научились совместно работать там, где наши интересы совпадают. И не конфликтовать, где такого совпадения нет. Это относится и к Украине.

— Сказались ли санкции, введенные некоторыми странами против России, на экономических отношениях Москвы и Баку?

— Первое: Азербайджан осудил санкции, и Россия это ценит.

Второе: мы ориентируемся на долгосрочные стратегические интересы, а не на конъюнктуру, возникающую из частных моментов. Азербайджан в прошлом году увеличил поставку продовольственной продукции в Россию приблизительно на 20% и тем самым способствовал заполнению дефицита сельхозпродукции, возникшего из-за санкций.

Но это частности. Мы уже давно говорили о том, что связи в сельскохозяйственном секторе необходимо переводить на новую стратегическую основу. Сегодня Азербайджан поставляет продукцию в Россию на 300 миллионов долларов, а мы готовы принять больше в разы. Нужна государственная программа, которая позволила бы Азербайджану наращивать объемы производства, гарантировала сбыт своей продукции в России. Вот это — стратегическое направление. И мы над этим работаем.

​Недавно подписан документ о кредитовании российским "Газпромбанком" в размере 430 миллионов долларов строительства нефтеперерабатывающего завода в Азербайджане. "Сбербанк России" и "Международный банк Азербайджана" подписали соглашение о кредитовании российской стороной азербайджанских предпринимателей на сумму 1,2 миллиарда долларов. До этого Азербайджан вложил около 1 миллиарда долларов в России.

Мы доверяем друг другу, несмотря ни на какие санкции. Это самое главное.

— Не секрет, что в Азербайджане на Россию возлагаются огромные надежды в отношении урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Есть и недовольство. Есть критика посредников — сопредседателей Минской группы ОБСЕ, одним из которых является Россия. Что вы можете сказать по этому поводу?

— То, что на Россию возлагаются особые надежды, это правда. Я это чувствую. Думаю, что эти надежды обоснованы: Россия была частью государства, где этот конфликт зародился, ни у одной из других стран нет таких близких отношений с участниками конфликта.

Но Россия не всемогуща. Невозможно, чтобы Россия на кого-то надавила, приказала и решила конфликт.

Все гораздо сложнее. Решение должно быть достигнуто между сторонами конфликта. Только тогда оно может быть по-настоящему взаимоприемлемым.

Мы можем только помочь, мы хотим помочь и стремимся к этому. Россия будет продолжать делать все возможное для того, чтобы этот конфликт был решен на справедливой основе.