Посольство АР: Для чего нужно распространять инсинуации Бако Саакяна?

В настоящее время, когда при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, среди которых Российская Федерация играет исключительную роль, идут интенсивные переговоры по мирному урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном, Посол  Азербайджана рассматривает данное интервью как провокацию и считает нецелесообразным отвечать на вопросы данного издания.

Как передает AZE.az, 20 июля 2016 г. на сайте электронного периодического издания «Лента.ру» было опубликовано интервью корреспондента агентства Александра Широкова с так называемым «президентом» так называемого «НКР» Бако Саакяном.

В связи с этим Посольство, на основании статьи 46 «Право на ответ» Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», обратилось к редакции интернет-газеты с просьбой опубликовать комментарий Посольства по вышеупомянутому интервью.

В ответ «Лента.ру», грубо нарушив соответствующую статью указанного закона, отказалась печатать позицию Посольства. При этом редакцией было выдвинуто условие организации интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджанской Республики в Российской Федерации Поладом Бюльбюльоглу.

В настоящее время, когда при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, среди которых Российская Федерация играет исключительную роль, идут интенсивные переговоры по мирному урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном, Посол  Азербайджана рассматривает данное интервью как провокацию и считает нецелесообразным отвечать на вопросы данного издания. 
Учитывая сложившуюся ситуацию, Посольство считает необходимым опубликовать мнение Посольства по указанному интервью.

Заявление

20 июля 2016 г. на информационном портале «Лента.ру» появилось интервью Бако Саакяна, и в данной связи прежде всего возникает вопрос к редакции: почему вдруг сейчас, когда вокруг столько информационных поводов (известные события прямо на глазах разворачиваются в том же Ереване), было решено дать трибуну Б.Саакяну, так называемому «президенту» так называемой «НКР»? Как, например, понять вопрос о том, «что же это было: война, провокация или демонстрация силы? И почему всё закончилось так же быстро, как и началось?» 

Общеизвестно, что в последние месяцы происходит заметная активизация посреднических усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В мае Президенты Азербайджана и Армении встречались в Вене, в июне – по приглашению и при непосредственном участии Президента России в Санкт-Петербурге. В начале июля Министр иностранных дел Российской Федерации посещает Ереван, а через неделю осуществляет визит в Баку. То есть налицо серьёзная работа, проводимая в рамках усилий международного сообщества по урегулированию застарелого армяно-азербайджанского конфликта. Причём, Россия играет в этом процессе исключительную роль.

Все страны-члены ООН, включая сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россию, США и Францию), признают территориальную целостность Азербайджанской Республики, не признают так называемую «НКР» и ратуют за продвижение переговорного процесса с целью урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном, выступающими в качестве его сторон. Именно в этом формате развивается непростой диалог, поддерживаемый международным сообществом.

Так для чего же в подобных условиях, когда каждое неосторожное высказывание способно усугубить и без того непростой информационный фон, распространять инсинуации Б.Саакяна? Тем более, что они никак не согласуются с официальной позицией России относительно признания территориальной целостности Азербайджана и могут подвести фитиль под усилия по нахождению выхода из сложившейся ситуации.

Азербайджан на протяжении всего длительного процесса переговоров вокруг урегулирования конфликта предельно ясно и чётко формулировал свой подход, всецело исходящий из Устава ООН, основополагающих норм и принципов международного права. Наша страна всегда была сторонницей мирного урегулирования проблемы путём содержательных переговоров с ясной конечной целью – прекращением оккупации территорий Азербайджана и выработкой такого режима, который позволил бы обеспечить безопасное совместное сосуществование армянской и азербайджанской общин в рамках Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики, обладающего широкими правами автономии.

Любые попытки армянской стороны поставить под сомнение территориальную целостность Азербайджана, создать на его территориях второе армянское государство, либо аннексировать часть наших земель – несостоятельны и обречены на провал. Азербайджанский народ никогда не согласится с подобными попытками. Он доказал свою решимость в тяжелейших условиях начала 1990-х годов, когда против него была развёрнута агрессивная война с целью отторжения земель. Тем более он преисполнен волей защитить свои суверенные права сегодня, когда имеет хорошо подготовленную Армию и обладает значительно более широкими возможностями по их отстаиванию. Данная позиция неоднократно заявлялась Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым, она базируется на неизменной воле нашего народа и нормах международной законности.

То, что произошло вдоль линии соприкосновения вооружённых сил сторон конфликта в начале апреля, может быть названо по-разному: и операцией по восстановлению конституционного порядка (как то было на российском Северном Кавказе), и контртеррористической операцией, и восстановлением контроля над временно оккупированными территориями. От этого общий смысл не меняется. Совершенно понятно, что это не какая-то новая «война» или «провокация» со стороны Азербайджана, вдруг начавшаяся и столь же быстро завершившаяся, как старались толковать в рамках вышеупомянутого интервью, а совсем наоборот.

Давно пора уяснить, что мы находимся на своей земле, которую в любом случае освободим, будь то мирным путём или военным. Любому специалисту по международным вопросам очевидно, что Азербайджан по определению не может развязать войну сам против себя. Война была развязана против Азербайджана четверть века тому назад, а достигнутый в 1994 г. режим прекращения огня (не перемирие или мирный договор, а прекращение огня) был кардинальным образом нарушен именно оккупационными армянскими войсками, начавшими массированные артиллерийские обстрелы гражданского населения и объектов Азербайджана, в том числе с применением запрещённых международными конвенциями снарядов, содержащих ядовитый белый фосфор. Незначительная часть Вооружённых Сил Азербайджанской Республики, расположенная вдоль линии соприкосновения на участках наиболее интенсивных обстрелов, сумела в короткие сроки выполнить задачи по освобождению ряда стратегических высот с целью предотвращения дальнейших атак, тем самым отведя серьёзную угрозу, нависшую над мирными жителями.

Относительно приостановки боевых действий известно, в том числе и из официальных российских источников, что по данному вопросу Министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу, Министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров и, наконец, один из лидеров мировой политики – Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин связывались со своими армянскими и азербайджанскими коллегами, в результате чего при посредничестве Генерального штаба Вооружённых Сил России было достигнуто согласие о возобновлении режима прекращения огня с 5 апреля с.г.

В сообщениях армянских СМИ приводились данные о потерях среди личного состава оккупационных вооружённых формирований на начавших гореть у них под ногами землях Карабахского региона Азербайджана. Среди этих жертв абсолютно подавляющее большинство составляли солдаты и офицеры вооружённых сил Республики Армения. В данной связи не может не возникнуть вопрос, что же за «республика» такая в Карабахе, если её «армия» комплектуется из граждан другого государства.

Все эти факты ещё раз приводят нас к констатации непреложной истины: всегда важно точно и верно задать вводные параметры, определить понятия. Увы, в случае с Б.Саакяном уже в который раз наблюдаем изначальное искажение вводных данных.

Есть ООН, есть международно-признанные границы реальных государств, есть отражающие их карты. Там всё предельно ясно видно: Нагорно-Карабахский регион, равно как и прилегающие к нему 7 административных районов, является неотъемлемой частью Азербайджанской Республики. Сейчас эти территории находятся под оккупацией. Но данное обстоятельство вовсе не означает, что на них не распространяется суверенитет Азербайджанской Республики. Как раз наоборот – в четырёх резолюциях Совета Безопасности ООН, принятых в 1993 г., решениях Генассамблеи ООН о «Ситуации на оккупированных территориях Азербайджана», многочисленных документах ОБСЕ, целого ряда иных европейских и региональных организаций ясно и однозначно подтверждается территориальная целостность Азербайджанской Республики и осуждается факт оккупации её территорий.

Весьма некстати так называемый «президент» упомянул о позиции международного сообщества, да ещё сославшись на Будапештский саммит СБСЕ/ОБСЕ. Решение этого самого саммита “Intensification of CSCE action in relation of the nagorno-Karabakh conflict” («Усиление деятельности СБСЕ в связи с нагорно-карабахским конфликтом») находится во всеобщем доступе. Если кто-то там хоть в одной из языковых редакций, кроме возможного эксклюзивного перевода на армянский для нужд внутреннего пользования, найдёт хоть единое упоминание формата переговоров, предусматривающего участие «НКР», то пусть поделится цитатой. 
Ознакомление со всеми международными решениями по данному вопросу создаёт предельно чёткую картину. В период, когда мировое сообщество, прежде всего наделённые соответствующим мандатом сопредседатели Минской группы ОБСЕ предпринимают серьёзные усилия по урегулированию конфликта на основе выдвинутых ими предложений, базирующихся на нормах и принципах международного права, попытки засорения информационного пространства вбросами вроде интервью Б.Саакяна носят откровенно контрпродуктивный характер и создают фон, препятствующий ведению содержательного переговорного процесса между сторонами конфликта – Республикой Армения и Азербайджанской Республикой. А появление подобного рода интервью в российских СМИ преследует целью создание искусственных препятствий реализации той исключительной роли, которую играет Российская Федерация в деле посредничества в урегулировании этого застарелого и требующего скорейшего разрешения конфликта.           

Остаётся лишь сожалеть, что периодически некоторые издания оказываются вовлечены в ретрансляцию подобного рода материалов, которые когда-то служили средой для разжигания конфликтов, а сейчас пытаются продолжать препятствовать их урегулированию.