Повторное заявление МИД РФ подтвердило отсутствие связи между правом на самоопределение и «НКР»

Пояснение официальным представителем МИД РФ Александром Лукашевичем высказанной ранее позиции о непризнании его страной выборов в так называемой “нкр” в связи с непризнанием Москвой самой этой “республики” является для азербайджанской стороны вполне удовлетворительным, сообщает AZE.az.

Как сообщало ИА REGNUM, А.Лукашевич заявил, что “Россия, как и другие страны, не признает Нагорный Карабах в качестве независимого государства”, добавив при этом, что “МИД России исходит из того, что проведенные на местах в Нагорном Карабахе выборы были направлены на создание нормальных условий для жизни населения”.

Это естественно. Хоть какая-то власть, пусть даже оккупационная и нелегитимная, лучше ее полного отсутствия, так как хуже безвластия для населения нет ничего. Даже в оккупированной европейской части СССР в первые годы Великой Отечественной войны оставшееся в зоне оккупации население нуждалось хоть в какой-то власти во избежание полнейшего хаоса, мародерства, голода и прочих неминуемых последствий отсутствия всякой власти.

Однако это, естественно, не превращало власть нацистских оккупантов и предателей-коллаборационистов в “легитимную”. Она по-прежнему оставалась преступной и незаконной. Поэтому с заявлением официального представителя МИД РФ можно полностью согласиться с одной лишь поправкой – не “населения”, а “части населения”, так как в отсутствии азербайджанской общины в зоне оккупации невозможно говорить о полном составе населения.

Согласна азербайджанская сторона также и с пояснением Лукашевича о том, что “будущий статус должен быть определен в результате политических переговоров между сторонами конфликта в рамках Минского процесса на основе принципов неприменения силы, территориальной целостности и права на самоопределение”.

Это соответствует содержанию принятого Азербайджаном Мадридского документа. Учитывая, что в рамках Минского процесса переговоры идут между Арменией и Азербайджаном, стало быть, это и есть стороны конфликта, которые устами своего официального представителя (именно официального представителя, а не отставных сопредседателей) признает МИД РФ.

Принципы, упомянутые А.Лукашевичем в качестве основы решения конфликта, обозначены в Заключительном Хельсинкском Акте 1975 года, на который в преамбуле опубликованных Мадридских принципов содержится недвусмысленная ссылка. А суть и содержание Хельсинкского документа были неоднократно и детально обсуждены в экспертной среде. Ввиду того, что применение к Нагорному Карабаху права на самоопределение возможно согласно букве и духу Хельсинкского акта (статья VIII), последнее заявление МИД РФ является для азербайджанской стороны вполне приемлемой.

Тот факт, что в своем втором заявлении представитель МИД РФ упомянул право на самоопределение, но при этом повторил твердую позицию его страны о непризнании ею “республики”, появившейся, как считают в Ереване, на основе “самоопределения”, свидетельствует о том, что Москва (как, впрочем, и Баку), в принципе, признает право на самоопределение, но, естественно, не в том виде и не в тех лимитах, которые ведут к появлению на свет никем непризнанных “государств”.

Иными словами, признание Москвой права на самоопределение и, вместе с тем, непризнание ею “нкр” служит четким месседжем в адрес Еревана, что “нкр” не является результатом самоопределения. Иначе он был бы признан со стороны международного сообщества.