Повзрослевшие дети Ходжалы вновь встретились с немецкими семьями 18 лет спустя. ФОТО

В зале «Palais am Festugsgraben» в Берлине в рамках четырехдневного цикла мероприятий под названием «Дни Ходжалы в Германии», посвященного 20-летней годовщине геноцида в Ходжалы, состоялось необычное мероприятие. Спустя 18 лет после проведения в немецких семьях трехмесячной посттравматической реабилитации повзрослевшие дети Ходжалы, потерявшие ровно 20 лет назад во время трагических событий в этом городе своих родных и близких, вновь встретились с семьями, которые приютили их тогда в Германии и попытались хотя бы на три месяца заменить им родителей.

Как сообщает AZE.az, встреча произошла прямо здесь, в зале во время мероприятия…

Мероприятие открыла с вступительной речью и модерировала заведующая кафедрой «Истории Азербайджана» Гумбольтского университета проф. Эва-Мария Аух.

С коротким докладом о преодолении детьми психологической травмы выступила Клаудиа Шедлих (Claudia Schedlich) из Института клинической психологии и психотерапии (г.Кёльн). В своем докладе она привела пример того, как преодолевали психологичeскую рану выжившие дети Сребреницы и Руанды, потерявшие в ходе геноцида своих родителей. «Переживания нельзя держать внутри, так как в какой-то миг ону могут вылиться и трансформироваться в непредсказуемое действие. От этих переживаний надо освободиться. Лучшим способом освобождения является общение со специально подготовленными взрослыми, разговор на темы, которые травмировали ребенка. Это одна из многих форм терапии. Проведение детьми определенного времени в семьях, специально подготовленных для такого общения, очень помогает. Рядом с детьми должны быть люди, которые готовы спокойно выслушать ребенка и успокоить. И объяснить им, что переживания надо оставить позади и продолжать жить», сказала ученый.

Слушая эти слова г-жи Шедлих, невольно вспоминается нелегкая судьба офицера Азербайджанской армии Рамиля Сафарова, также испытавшего в детстве травму в связи с убийством армянскими террористами его близких родственников и потери родного дома. Возможно, момент надругания армянским офицером Гургеном Маргаряном над нашим святым флагом на фоне всеобщего равнодушия в мире к проблемам наших беженцев и стал тем самым психологическим мигом, который предопределил дальнейшие непредсказуемые действия нашего соотечественника и подвел его к отчаянному способу восстановления справедливости.

Обращаясь к повзрослевшим детям Ходжалы, К.Шедлих сказала: «Вы пережили страшные чувства. Будучи еще детьми, вы столкнулись с адом. Смерть ваших родителей происходила на ваших глазах. Некоторые из вас, еще не достигшие подросткового возраста, я знаю, продолжали идти через лесные сугробы и нести на своих слабых руках убитых братишек и сестренок. Ребёнку очень трудно забыть подобные эпизоды из детства, и я понимаю психологическую травму, которая была вам нанесена. Однако вы нашли в себе мужество начать новую жизнь. И эти семьи, с которыми вы вновь встретились 18 лет спустя, во многом помогли вам в этом».

Затем выступил г-н Райнер Оссиг (Rainer Ossig), который 18 лет назад организовал приезд в ФРГ около 4 десятка ходжалинских сирот. Он рассказал, как все это происходило. «В декабре 1993 года нам позвонили из Азербайджана и спросили, можем ли мы принять этих детей. Вообще-то, мы до этого занимались детьми Чернобыля – из Украины, Беларуси. Но тем не менее, мы сразу же позитивно откликнулись. Конечно, почему бы нет! Приехало около 40 детей, но мы бы хотели, чтобы их было 100, 120. Средств, конечно, не хватало, но мы вынуждены были снять средства из других програм и перекинуть сюда».

По словам г-на Оссига, в январе 1994 года завершилась бумажная работа, и в феврале дети уже отправились поездом через Москву и Беларусь в Германию. Очень активную роль в этом деле сыграла правозащитница Арзу Абдуллаева.

Поделились своими воспоминаниями и сами ходжалинцы, которых модератор попросила подняться вместе с семьями на сцену.

Алия Абышова провела несколько месяцев в семье Рза Гюля и ее супруги Фирдес. Г-н Рза Гюль рассказал: «Нам позвонили и спросили, могли бы мы принять у себя ходжалинских сирот. Мы удивились. Что за вопрос?! Азербайджан для нас – это такая же родина, как и Турция. Ходжалинская резня – это и наша боль, такая же трагедия, как и резня наших бабушек и дедов в 1915 году в Ване. А эти дети – это наши дети. Поэтому мы с радостью согласились. Алия приехала с сестрой Айнур, но их как-то быстро разлучили и определили по разным семьям. Алия несколько дней плакала, хотела видеть свою сестру. Уже после того, как мы не без труда нашли Айнур, нам сказали, что точно так же плакала и она, все время хотела видеть свою старшую сестру. Мы взяли к себе и Айнур. У нас до этого было 4 своих девочек и 1 сын. Мы очень благодарны г-ну Оссигу и всем вам, что подарили нам еще 2 дочерей. Посмотрите, как за эти годы она повзрослела, какой красивой стала моя дочь Алия», сказал Рза-киши, не сумев сдержать сильный приток слез. «Пусть будут прокляты те, кто сегодня вопит о событиях 100-летней давности и даже принимает законы, но не хочет говорить о том, что армяне сотворили еще совсем недавно с этими невинными детьми! Будь они прокляты!»

Еле сдерживая слёзы, говорит Алия Абышова: «Нам во время этой поездки не говорили, что состоится эта встреча. Когда нам вчера об этом неожиданно сообщили, я всю ночь не могла уснуть от волнения. Тогда ровно 20 лет назад в лесу я потеряла отца. Но обрела отца здесь. Рза Гюль заменил мне отца. Здесь в Германии в этой замечательной турецкой семье мы, наконец, нашли спокойствие».

18 лет назад семья Сулеймана Гёйчалы приняла у себя Сеймура Таптыг оглу Чобанова. «Когда нас спросили, можем ли мы принять ребенка из Ходжалы, мы очень обрадовались. У нас самих было 4 детей, все мальчики. Я сказал жене, представь себе, что у нас не 4, а 5 сыновей. Там, где 4 кроватки, найдется место и для пятой. Если можем найти хлеб на 4 детей, значит найдем и на пятого. Когда мы впервые увидели Сеймура, больше всего меня потрясли глаза этого мальчика. В них был страх. Трудно забыть эти испуганные глаза. Сегодня мой сын уже такой взрослый, мы им очень сильно гордимся», сказал поседевший за эти годы Гёйчалы.

Вспоминает Сеймур Чобанов: «О чем могли мы тогда мечтать? О велосипеде? Фотоаппарате? Мы смотрели на счастливых немецких сверстников, играющих во дворе, и чувствoвали, что мы чем-то другие. И наши мечты тоже отличались от их. Все что мы тогда в те годы хотели, это автомат, чтобы пойти и отомстить за своих убитых родителей. Моя новая семья вернула мне детство. Но справедливость до сих пор не восстановлена».

Семья Гюльтан Доган приняла у себя Таджира Азизова. «Как только мы вновь увиделись с Гюльтан ханым, она показала мне футболку, которую я одевал 18 лет назад у них дома. Все эти годы она хранила ее у себя, как самую дорогую память обо мне, ее новом сыне», сказал Таджир.

Рассказывает Эльмеддин Багиров. «Те три месяца в семье Эрола и Филис Сёнмяз обо мне заботились больше, чем о своих собственных детях. Сперва накладывали мне на тарелку и только потом, если что-то останется, своим детям. Если мне нечего было носить, они снимали одежду со своих детей и одевали меня, лишь бы я не мёрз. К сожалению, глава семьи 4 года назад ушел из жизни. Я вчера говорил по телефону с его вдовой Филис, которая уже не может совершать длинные поездки и поэтому сегодня отсутствует здесь. Она пригласила меня в Кёльн. Я надеюсь, что как-нибудь я обязательно поеду и вновь повидаюсь с ней. Я никогда не забуду эту семью».

Другой ходжалинец Ибрагим Гасанов рассказал, что в 2007 году ему посчастливилось вновь встретиться с семьёй Джафера Коджатэпа. Встреча произoшла в Турции.

В заключении этой памятной встречи выступил посол Азербайджана в Германии Парвиз Шахбазов. Он поблагодарил семьи, которые в свое время радушно приняли наших детей, а также г-на Райнерa Оссигa за проведение организационной работы.

Была сделана фотография на память.