Вот и наступила самая противная пора года – посленовогодние будни. Время депрессий и разочарований. Зачем же съедено, выпито, потрачено столько денег и наделано столько глупостей? Трудно поверить, но в Европе, особенно в Великобритании, Испании, Финляндии, почти половина клерков берет больничный, после рождественско-новогодних праздников. Благо страховая медицина позволяет. Кстати, по данным ВОЗ, в преуспевающих странах можно получить бюллетень при таких симптомах: исчезло сексуальное влечение, пропал аппетит, настигла бессонница, появились раздражительность (вплоть до агрессии) и безразличие как к хорошим, так и плохим новостям. Нам же приходится выбираться из этих неурядиц, в основном, своими силами. Только делать это надо как можно скорее, не задерживаясь ни в посленовогодней, ни в любой иной депрессии.
Нателла Ахундова, член Учредительного Совета NET-FAX -NET-ФАКС:
– Если вы ощущаете себя несчастным, потому что вас, действительно постигло тяжкое горе – эти записки не для вас. Каждый случай индивидуален, и каких-то общих рецептов здесь нет. Если вы находитесь в жесткой конфронтации со всем остальным, отвратительным и враждебным вам миром, то немедленно прекратите читать. Вас уже ждет психиатр, скорее спешите на прием. Эти советы предназначены молодым людям, которые не только в посленовогодние праздники не могут найти себя на работе, хотя вполне способны с ней справляться. Тем, у которых ничего не получается в отношениях с коллегами, близкими, и которые уже вступили на сладостный путь неудовлетворенности собой, прямиком ведущий к жесткой депрессии.
Вообще-то, само понятие «абсолютно счастливая жизнь» – есть утопия, потому что это – нечто вроде здания, имеющего три измерения: материальное (я не думаю о деньгах), межличностное (у меня все прекрасно в семье, на работе, с друзьями) и эмоциональное (я живу в полной гармонии с самим собой и с радостью встречаю наступающий день). Побойтесь бога. Таких счастливых людей не бывает, хотя бы потому, что их все равно бы кто-нибудь прибил, не выдержав их блаженного выражения лица. А если серьезно, то, почти всегда, одного измерения будет не хватать, а другие покажутся несколько искривленными, искаженными. Но в ваших возможностях, без всяких затрат, хотя бы привести в некое условное состояние равновесия ваш внутренний мир.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что эволюция оказалась неожиданно благосклонна к развитию именно негативных эмоций, поскольку они всегда увеличивали шансы на выживание вида. Страх заставляет бежать и благоразумно не принимать сражение. Печаль, написанная на вашей физиономии, может вызвать всеобщее сочувствие. А трепетное, но преданное раболепство – инспирировать желание какой-то сильной личности взять вас под свою опеку. Однако природа, так странно позаботившись о нашем выживании, полностью игнорировала такую характеристику, как «качество жизни» (не путать с материальными благами). Поэтому вы и должны создавать это качество сами.
Существует некий метод достижения внутреннего равновесия, который называется «сокративным» – вы ставите перед собой жесткие вопросы о природе ваших тревог и откровенно на них отвечаете. Почему я боюсь идти на работу, разве меня там будут бить? Ну, не сегодня же, по крайней мере (шутка). Что действительно имеет отношение к фактам, а что вытекает из моей интерпретации событий или моих ожиданий? Какой мой сценарий катастрофы? Почему она обязательно должна произойти со мной? Но главный вопрос – почему я беспокоюсь? Ведь вам наверняка известен основной постулат великого Фрейда – достаточно осознать невроз, чтобы он отступил.
Обратите внимание на то, чтобы все ваши рассуждения были конструктивны. Вы, как бы, готовитесь к событию, а не в сотый раз прокручиваете в голове некий негативный факт, уже имевший место в вашей жизни. Ну, нахамил вам шеф, а вы не нашлись, что ответить. Ну, допустили вы оплошность, вызвав саркастический смешок у ваших коллег. Скажите себя: «Ладно, я – идиот. Но в следующий раз меня никто и ничто врасплох не застанет». Так нет же, вполне адекватные люди снова и снова возвращаются к совершенным ошибкам, рассматривая их сквозь увеличительное стекло собственной досады. Один раз сказали себе, что вы о себе думаете – и достаточно. Все. Забудьте о происшедшем, пусть оно, наконец-то, уходит в глубины подсознания, чтобы оттуда больше и носа не казать. Вы не романтик XIX века, чтобы флиртовать с несчастьем, и не герой Достоевского, чтобы упиваться им. Не носитесь со своей, как сказал поэт, «душой, как с девочкой больной, в руках пустевших постепенно».
Очень крупный французский специалист по тревожностям и фобиям Кристофер Андре вывел интересную формулу: «Если мы отдаемся во власть несчастья, то ограниченная во времени отрицательная эмоция (в данный момент я несчастен) постепенно перерастает в устойчивое негативное мироощущение (вся жизнь у меня не сложилась)». Но может ли личность сама справиться с наплывом внутреннего негатива? Профессор психологии Ричард Бах, автор книги «Гений общения» дает однозначно утвердительный ответ на этот вопрос. От негативных воспоминаний надо бежать, как черт от ладана. А, следовательно, надо пестовать в себе эмоции положительные, как советует очень популярный на Западе психолог, автор бестселлера «Живые мысли» Пил Норман. Есть смысл процитировать его: «Самое эффективное оружие в борьбе с несчастьем – это извлекать как можно больше удовольствия из счастливых моментов, которые дарит вам судьба». Согласитесь, такие моменты бывают у каждого. Более того, их надо искать. «Carpe Deim!» – «Лови момент!», – как говорили древние.
Радостные мгновения жизни можно вспоминать сколько душе угодно. От частоты прогонов положительных эмоций в памяти, они становятся только мощнее, ярче, притягательнее. Хотя и здесь существуют свои подводные камни. Если такие «мгновения счастья и полета» будут редки в вашей жизни, то можно впасть в некую ностальгическую меланхолию. Но, мы надеемся, что нашего читателя еще ждут незабываемые минуты радости бытия. И здесь мы переходим к самому главному.
Гюстав Флобер, размышляя о счастье, записал в своем дневнике: «Думал ли ты когда-нибудь, сколько слез было пролито из-за этого ужасного слова? Без него мы бы спали спокойнее, и нам легче жилось бы». В данных рассуждениях есть некоторые преувеличения, позволительные французскому писателю XIX века. Однако кое в чем он прав. Не надо ждать счастья, удачи, везения. Они – не круглосуточно работающий супермаркет за ближайшим углом. Еще пять минут, – и отоварюсь по полной программе. Подсознательно завышая планку ожиданий счастья ли, успеха, мы делаем себя уязвимыми перед жизнью. Поиски счастья не должны становиться для всех нас чем-то вроде навязчивого состояния. А право каждого человека на счастье, записанное, к слову, в Конституции США, не должно превращаться в его гражданскую обязанность.
Кстати, об «американском счастье». Может быть, если бы не эта запись в Конституции, американцы не были бы такими… скажем так, не похожими на нас? Не было бы этих дурацких «хэппи-эндов» в каждом голливудском фильме, а взрослые люди, действительно, чего-то добившиеся, публично не благодарили бы за свой успех родителей, супругу (супруга), детей, друзей (поименно), соседей, собаку соседей и пр. и пр.
К самому понятию счастья надо научить себя относиться гораздо спокойнее. Тем более, что существует формула, выведенная еще много-много веков тому назад. Великий Аристотель учил: «Мы не стремимся к удовольствиям, мы стремимся к отсутствию страданий».