Убийства, взятие заложников и голодовки – вот ассортимент "развлечений" для отбывающих наказание в самой строгой тюрьме страны
О том, как в санчасти Гобустанской крытой тюрьмы в ночь с субботы на воскресенье психически больной осужденный на пожизненное заключение Рашад Джафаров убил сокамерника Фамиля Мирзоева, “Зеркало” писало буквально в прошлом номере газеты. За прошедшие сутки история обросла некоторыми эксклюзивными подробностями.
Так, осужденный Фамиль Мирзоев относился к касте гобустанских “буржуев”, а потому его не особо жаловали более низшие по своему положению сидельцы. Для несведущих читателей отмечу, что “буржуй” – вовсе не определение криминального характера, а именно социальное разграничение осужденных.
Упорные слухи, которые доносятся из Гобустана, увы, говорят о том, что убийство Ф.Мирзоева было спланировано заранее. Разночтения возникают только в вопросе: кем оно было спланировано?
О том, что самими осужденными, говорит тот факт, что, помимо Фамиля и Рашада, в санчасти в ту ночь находились еще двое осужденных. Ни один из них не пришел на помощь Мирзоеву, когда убийца перерезал ему горло. Более того, никто не стал звать надсмотрщиков. Кстати, не совсем ясно, где они были в момент убийства.
Не исключено, что в этом деле замешаны и те, кто пострадал от деяний убитого. Возможно, кто-то решил, что пожизненный срок – для него слишком легкий приговор.
С другой стороны, у Ф.Мирзоева остались на воле влиятельные друзья и родственники. Заключенные Гобустанской тюрьмы подозревают, что убийство могло быть спланировано и администрацией тюрьмы. Интерес ее, по мнению пожизненников, состоит в том, чтобы создать отрицательное мнение в обществе о пожизненниках как о нераскаявшихся убийцах: “Если они сейчас, под охраной, друг друга убивают, то что будут делать на свободе?” При таком раскладе, считают осужденные, в стороне останутся и “проблема 15 лет”, и нерешенный вопрос о лечении психбольных пожизненников.
Интересно, что уже после убийства, 18 июня в той же санчасти двое “крытников” – Аслан и Араз – взяли в заложники надзирателя, отобрали у него ключи и пытались открыть дверь и ворваться в соседнюю камеру, но их усмирили. Возможно, заключенных постепенно провоцируют на бунт, и тогда в тюрьму вновь введут войска, как 2 года назад.
Между тем в понедельник, 18 июня, в Гобустанской тюрьме началась новая массовая голодовка пожизненников. В ней принимают участие примерно 55 узников, включая 3 политических (Эльчин Амирасланов, Сафа Поладов, Ариф Кязымов). Ожидается, что 20 июня к голодающим присоединятся еще несколько человек. Основное требование участников акции: выполнение правительством резолюции 1545, принятой ПАСЕ 16 апреля этого года. Она предусматривает пересмотр дел бывших смертников с учетом нового Уголовного кодекса. В частности, в ней говорится, что “ассамблея побуждает власти гарантировать индивидуальный пересмотр пожизненных приговоров, которые были результатом отмены смертной казни, и позволить людям, кого это затронуло, извлечь выгоду из ретроактивного применения наиболее благоприятных положений уголовного права, принятых в 2000 году”.
Голодающие считают, что это могло бы решить так называемую “проблему 15 лет”, т.е. замену смертных приговоров не пожизненным, а 15-летним сроком. Как и в прошлом году, ни у кого из голодающих не приняли заявления о голодовке, чтобы потом отрицать, что вообще что-то происходит. Нам удалось узнать, что заявления о начале голодовки в этот понедельник были написаны пожизненниками еще задолго до событий последних дней. Однако правозащитники и родственники осужденных отговаривали их вновь прибегать к подобной мере защиты своих прав. Но, похоже, у осужденных нет другого выхода.
По словам родственников некоторых из голодающих сегодня пожизненников, единственное их желание – пересмотр дел. “Мы пишем письма во все инстанции, но уверены, что они просто не доходят до президента Ильхама Алиева. В противном случае, наша просьба о пересмотре дел давно была бы удовлетворена. Очень многим невыгодно, чтобы дела были вновь расследованы. Тогда глава государства спросит их, как они могли допустить такое. А это уже крест и на карьере, и даже возможное наказание”, – считает мать осужденного Н.Рзаханова Муслимат Рзаханова.
По некоторым данным, сегодня родные проводящих голодовку пожизненников намерены обратиться с письмом о милосердии к первой леди страны Мехрибан Алиевой.
Глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, один из немногих отечественных правозащитников, кто пользуется доверием у осужденных Гобустанской тюрьмы, еще несколько месяцев назад предупреждал: “Морально-психологический климат в Гобустанской тюрьме остается довольно тяжелым. Увы, все это приводит к тому, что в последнее время увеличивается число самоубийств среди пожизненников. Уместно было бы заметить, что увеличилось число попыток самоубийств именно среди молодых пожизненников. Отсидевшие же достаточно большой срок не идут на столь крайнюю меру, надеясь на то, что им изменят срок заключения. А вот молодые, которым страшна сама мысль о том, что остаток жизни они проведут за решеткой, нередко накладывают на себя руки, у них происходят нервные срывы”. Э.Зейналов также предупреждал и о том, что в сложившихся условиях могут начаться и провокации, и убийства в среде самих осужденных.
А это уже строки из последнего письма, которое прислали нам осужденные “крытки”:”В тюрьме неспокойно, заключенные опасаются провокаций надзирателей и агентов администрации. Большая просьба к правозащитникам и журналистам держать ситуацию под контролем”…