Правовой статус Каспия обретает очертания

Предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по созданию на Каспийском море территориальных и рыболовных зон, закрепленных за прикаспийскими государствами, и зон общего пользования получило поддержку всех заинтересованных сторон.

Как сообщает AZE.az, об этом заявил министр иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов, выступая на правительственном часе в парламенте республики.

Глава МИД напомнил, что свое предложение Назарбаев озвучил на прошлогоднем саммите прикаспийских стран в Баку. В настоящее время, по словам Казыханова, над идеей, выдвинутой казахстанским президентом, уже трудятся рабочие группы. “Определение правового статуса Каспийского моря всегда остается во главе угла дипломатии Казахстана”, – подчеркнул министр, передает “Казинформ”. Он также выразил надежду, что правовой статус Каспия может быть определен уже в обозримом будущем.

Правовой статус Каспийского моря до сих пор остается предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов (рыб осетровых пород в первую очередь). Трудности в переговорном процессе, в частности, связаны с тем, что к Каспийскому морю, как к закрытому водоему, не могут применяться нормы и понятия международного морского права, в том числе “территориальное море”, “исключительная экономическая зона”, “континентальный шельф”.

Долгое время после распада СССР шли безрезультативные переговоры между прикаспийскими государствами о статусе моря – Азербайджан, Казахстан и Туркмения настаивали на разделе Каспия по срединной линии, а Иран – на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами.

В 2003 году Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан и Иран подписали Рамочную конвенцию о защите морской среды Каспийского моря, тогда же между Казахстаном, Азербайджаном и Россией было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.