Покойный глава Туркмении Сапармурат Ниязов хранил государственные деньги за границей, которые лично контролировал
Deutsche Bank тоже содействовал единовластию Туркменбаши, утверждают в правозащитной организации Global Witness. Согласно информации лондонских детективов, туркменские власти открыли в немецком банке несколько счетов, в частности, там находится счет Центрального банка Туркмении, передает Bakililar.AZ со ссылкой на сообщение Tageszeitung.
В Global Witness подозревают, что на счетах Deutsche Bank лежат от двух до трех миллиардов долларов, которые “туркменский президент Ниязов контролировал лично”. “Возможно, часть денег оказалась там в результате нелегальных транзакций и использовалась для финансирования коррумпированного и нарушавшего права человека режима, а также для приобретения предметов роскоши лично для правителя Туркмении”, – пишет газета.
Но поскольку эти деньги принадлежат вовсе не президенту и его наследникам, а населению, правозащитники требуют, чтобы Deutsche Bank опубликовал информацию о движении денег на этих счетах и открыть цели, на которые они расходовались. Deutsche Bank отказывается выполнять это требование. “Банк не выдает никаких справок об отдельных клиентах и состоянии их счетов”, – поясняет пресс-служба Deutsche Bank.
Чтобы изменить позицию правления Deutsche Bank, Global Witness пытается использовать различные рычаги. Так, организация направила письмо государственному секретарю Томасу Мироу в министерство финансов Германии, привлекая к проблеме внимание государственного органа по надзору за частными банками. Кроме того, правозащитники обратились в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. По мнению правозащитников, покрывая незаконное финансирование руководства Туркмении и поддерживая его в этом, Deutsche Bank нарушает принципы Global Compact (“Глобального пакта”).
В основе Global Compact, созданного по инициативе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, к которому, в числе прочих, присоединился и Deutsche Bank, лежат десять принципов. В соответствии с этим пактом, присоединившиеся к нему предприятия не должны поддерживать случаи нарушения прав человека и коррупцию. Тем временем из офиса Global Compact, расположенного в здании ООН в Нью-Йорке, правозащитникам поступил ответ. В ответном письме говорится, что Global Compact не является органом по улаживанию споров, а их судебное рассмотрение, тем более, не входит в его компетенцию. Однако говорится дальше, мы могли бы поддерживать диалог между правозащитной организацией и Deutsche Bank. И если Global Witness не возражает, то Global Compact еще раз направит в Deutsche Bank рекламацию по данным счетам с просьбой предоставить ответ.