Председатель ПАСЕ: Армения обещала вывести войска из 5 захваченных районов, но не сделала этого

Армянская газета «Азг» опубликовала интервью с председателем ПАСЕ, представителем турецкой правящей партии «Справедливость и развитие» Мевлютом Чавушоглу.

Как сообщает AZE.az со ссылкой на армянские источники, председатель ПАСЕ отметил, что в ходе турецко-армянских переговоров обсуждалось освобождение Арменией нескольких захваченных азербайджанских районов.

– Г-н Чавушоглу, на этой неделе президент Армении Серж Саргсян выступил в ПАСЕ, а также провел с Вами встречу. Какие у Вас впечатления от встречи с президентом Армении?

– В основном мы обсудили то, что мы здесь делаем и процесс реформ в Армении. Мы поприветствовали проведение диалога между властью и оппозицией, амнистию, о которой объявил президент Армении. Встреча в основном прошла в положительной атмосфере.

Конечно, мы не пришли к согласию по поводу подкомиссии ПАСЕ по Нагорному Карабаху, что является результатом решения ПАСЕ и бюро. Вне зависимости нравится ли вам он, или нет, вы должны уважать его. Это не инициатива турецкой делегации, это единоличное решение бюро. Я понимаю, что Армения против подкомитета, но Армения должна участвовать в нем, подкомитет не выступает, ни против Армении, ни против Азербайджана.

– МГ ОБСЕ неоднократная заявляла о нецелесообразности обсуждений вне минского процесса, так как они могут увеличить напряжение

– Этот подкомитет не вредит никакому процессу. Целью подкомитета не является повторение Минского процесса, он ставит себе целью обсуждение гуманитарных вопросов и содействие диалогу между сторонами. Политические вопросы обсуждаются в рамках МГ, это мы понимаем, но подкомитет не может закрыть глаза на то, что происходит между странами членами СЕ.

– Г-н председатель, Вы являетесь основным инициатором реанимации подкомитета. На Ваш взгляд, после января, когда истечет срок Вашего председательства в ПАСЕ, могут ли работы по активации подкомитета завершится, или подкомитет продолжит подавать признаки жизни?

– Я не согласен с этими махинациями, звучащими в Армении, что я оказываю серьезную поддержку подкомитету. Я в качестве председателя ПАСЕ выполнял свою работу. Я ждал год, встречался с руководителями обеих делегаций, чтобы обсудить мандат подкомитета, это призыв ассамблеи, что армянская сторона отказывается понимать. Подкомитет является результатом резолюции ПАСЕ, и я должен был поднять этот вопрос в бюро. Это то, что некоторые деятели и журналисты в Армении отказываются принимать.

Фактически, некоторые люди лгут своему народу, так как это не моя инициатива. И сейчас подкомитет должен решить куда идти и что делать. Мы не принимаем ни чью сторону, в подкомитете у меня нет никаких прав оказывать влияние, в подкомитете нет турецких парламентариев, все зависит от бюро и этого подкомитета. Я не оказываю большой поддержки всему этому, это неверная оценка и меня не волнует, воспримут это серьезно или нет.

– Об армяно-турецком процессе. В Турции прошли парламентские выборы, и правительство премьер-министра Эрдогана сформировано. Как вы думаете, откажется ли Турция в поствыборный период от предусловий Армении?

– Я не думаю, что ситуация изменится, так как условие четкое – Турция требует от Армении вывести войска из оккупированных территорий. Это является окончательным словом премьер-министра Турции. Была договоренность между Арменией и Турцией во время подписания протоколов. Это подтверждают и другие министры, хотя этого нет в протоколах, так как условие касалось третьей стороны – Азербайджана. Глава МИД Армении пытается меня обвинить, но я спрашивал всех министров иностранных дел, с которыми встречался, и все подтвердили, что Армения согласилась вывести войска из 5, а не из 7 районов.

– Даже не 1-2, а 5 районов?

– Да, из 5 районов. Армения предложила Турции впоследствии 3 района, были проведены переговоры, но это не сработало. Окончательное решение было принято о выводе войск из 5 районов, но так как этого не произошло, Турция не ратифицировала протоколы. В любом случае, Турция выражает желание нормализовать отношения с Арменией, но с тем же условием. Нагорный Карабах – это уже другой вопрос.