Представительство Азербайджана в ООН: Армения распространяет наглую ложь и фальсификации

Армянская сторона вновь противопоставляет фактам, изобличающим ее политику агрессии, вражды и ненависти, наглую ложь и фальсификации, пишет в своем письме на имя Генсека ООН Временный Поверенный в делах Постоянного представительства Азербайджана при Организации Объединенных Наций, заместитель Постоянного представителя Тофиг Мусаев.

Как сообщает AZE.az, Временный Поверенный в делах Постоянного представительства Азербайджана при Организации Объединенных Наций, заместитель Постоянного представителя Тофиг Мусаев направил письмо на имя Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна письмо от 16 августа 2013 года.

В нем говорится: «Хотел бы сослаться на письмо Постоянного представителя Республики Армения от 1 июля 2013 года (A/67/924-S/2013/396), которое представляет собой неуклюжую попытку отреагировать на представленное ранее Вашему вниманию краткое исследование о несоблюдении Республикой Армения резолюций 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (A/67/875-S/2013/313). Не трудно заметить, что армянская сторона вновь противопоставляет фактам, изобличающим ее политику агрессии, вражды и ненависти, наглую ложь и фальсификации.

Так, по утверждению Постоянного представителя Армении, Азербайджан «предпринимает отчаянные попытки исказить и превратно истолковать резолюции Совета Безопасности 1993 года и последующие заявления Председателя Совета, а также заявления и комментарии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и государств-членов, касающиеся нагорно-карабахской проблемы». Очевидно, что подобное умозаключение не только голословно, но и легко опровергается вышеупомянутым исследованием, в основе которого лежат официальные документы Организации Объединенных Наций и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе/ОБСЕ, а также заявления государств — членов Совета Безопасности.

Данные документы доказывают несостоятельность армянской версии событий и свидетельствуют о намеренном невыполнении Ереваном требований резолюций Совета Безопасности и его целенаправленных усилиях по подрыву процесса урегулирования конфликта на основе международного права. Достаточно провести сравнительный анализ первоисточников этих документов и их изложения в исследовании, чтобы убедиться в том, что Постоянный представитель Армении по сути обвиняет в «дешевых измышлениях» и «лжи» не Азербайджан, а Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, членов Совета Безопасности, руководящие институты ОБСЕ и международное сообщество в целом»

«По утверждению Постоянного представителя Армении, «суть проблемы сводится к осуществлению народом Нагорного Карабаха своего неотъемлемого права на самоопределение», а конфликт, оказывается, разразился якобы из-за «силовой политики» Азербайджана в ответ на это требование. Армянский дипломат настолько увлекается, что инкриминирует Азербайджану совершение «военной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики», которая к тому же якобы была «с осуждением встречена международным сообществом».

Письма и заявления официальных лиц Армении не оставляют сомнения в том, что они крайне неадекватно представляют себе роль, место и обязательства своей страны как члена Организации Объединенных Наций. Иначе, Постоянному представителю Армении не пришлось бы фантазировать, что международное сообщество осудило «агрессию Азербайджана против Нагорного Карабаха». Он смог бы также заметить, что Совет Безопасности ни только не упомянул ни в одной из своих четырех резолюций и ни в одном из заявлений своего Председателя о существовании «Нагорно-Карабахской Республики», «народа Нагорного Карабаха», его «праве на самоопределение» и «военной агрессии» со стороны Азербайджана, а, напротив, осудил применение силы в отношении Азербайджана и оккупацию его территорий; подтвердил уважение суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и нерушимость его международных границ; подтвердил, что регион Даглик-Гарабах (Нагорный Карабах) является частью Азербайджана; и потребовал немедленного, полного и безоговорочного вывода оккупирующих сил со всех оккупированных территорий (резолюции 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993).

В своих попытках ввести в заблуждение сообщество Объединенных Наций Постоянный представитель Армении утверждает, что в вышеупомянутом кратком исследовании Азербайджан якобы оказался не в состоянии процитировать ни одного документа Совета Безопасности, который был бы принят после объявленного 12 мая 1994 года прекращения огня и содержал бы требование о выводе армянских сил с оккупированных азербайджанских территорий. Чтобы удостовериться в нелепости подобной точки зрения и основанных на ней выводах, достаточно обратить внимание на пункты 22 и 23 исследования, в которых напоминается о сделанном Председателем Совета Безопасности 26 апреля 1995 года заявлении. В этом документе Совет, среди прочего, вновь подтвердил «все свои соответствующие резолюции, в том числе касающиеся принципов суверенитета и территориальной целостности всех государств в регионе», а также «нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории», – пишет Т.Мусаев.

«Как известно, соответствующие резолюции, на которые ссылается Председатель Совета Безопасности в своем заявлении от 26 апреля 1995 года, содержат однозначное требование о выводе оккупирующих сил со всех оккупированных территорий Азербайджана. Ясно также, что Армения целенаправленно игнорировала все ключевые предписания Совета Безопасности в отношении принципов суверенитета и территориальной целостности государств, а также нерушимости международных границ. Рассматриваемое письмо Постоянного представителя Армении является тому лишним подтверждением.

Помимо явных противоречий с неопровержимыми фактами и документами международных организаций, аргументы Постоянного представителя Армении, как это не покажется удивительным, не согласуются также с заявлениями высшего руководства его же страны. Так, президент Армении Серж Саргсян публично признал, что война была развязана Арменией и что цель этой войны заключалась в реализации давно вынашиваемого плана по захвату азербайджанской территории. Кроме того, он недвусмысленно дал понять, что во время активной военной фазы конфликта именно армянская сторона намеренно игнорировала требования Совета Безопасности о немедленном прекращении всех военных действий и враждебных актов в целях установления прочного прекращения огня.

Действительно, в то время когда существовала реальная возможность остановить кровопролитие и спасти жизни тысяч людей, лидеры Армении и созданного ею на оккупированных территориях Азербайджана сепаратистского режима рассуждали иначе. Любой, кто желает убедиться в том, что слова президента Армении не «дешевое измышление» азербайджанской пропаганды, могут ознакомиться с его интервью британскому журналисту Томасу де Ваалу от 15 декабря 2000 года (http://carnegieendowment.org/2012/02/24/president-interview-and-tragic-anniversary/9vpa). 

Показательным является также следующий ответ г-на Саргсяна на вопрос о том, сожалеет ли он о гибели тысяч людей: «Я совершенно ни о чем не жалею», поскольку «такие потрясения необходимы, даже если это стоит тысяч жизней». Разумеется, на этом фоне не иначе как абсурдом и проявлением безответственности являются рассуждения Постоянного представителя Армении об «азербайджанской агрессии» и «провокационных действиях» моей страны.

Комментарии армянского дипломата о состоянии прав человека и демократии в Азербайджане также не выдерживают никакой критики. Имеющее богатый опыт и навыки кровавых расправ над мирным азербайджанским населением в ходе конфликта, высшее руководство Армении неоднократно прибегало к самым жестким методам общения с политическими оппонентами внутри собственной страны. Фактов на этот счет предостаточно. Помимо этого, соответствующие органы Организации Объединенных Наций неоднократно выражали свою обеспокоенность в связи с духом нетерпимости, царящим в Армении, и дискриминационной политикой и практикой, проводимой в этой стране в отношении этнических и религиозных меньшинств, беженцев и лиц, ищущих убежища, женщин и детей», – отмечает азербайджанский дипломат.

«С целью замаскировать результаты незаконного применения силы и этнических чисток, Постоянный представитель Армении вновь ссылается на принцип права народов на самоопределение. В действительности, вопреки принятому в международном праве пониманию самоопределения, Ереван пытается навязать мнение о том, что этот принцип можно применить в форме одностороннего отделения к группе армянского этнического меньшинства, проживающего в Азербайджане. Связанная с этим опасность очевидна. Подобный безответственный подход противоречит истинной ценности самоопределения, угрожает единству всех многонациональных обществ и по сути открыто поощряет
распространение дискриминации и нетерпимости на расовой, этнической и религиозной почве.

Требования Еревана об отделении части территории соседнего государства с проживающей на ней родственной этнической группой звучат по меньшей мере странно еще и по той причине, что сама Армения, в отличие от Азербайджана и других государств региона, является уникальной моноэтнической страной и что добилась она этой постыдной ситуации путем изгнания всех неармян со своей территории, включая азербайджанцев. Такая же откровенно расистская политика проводится Арменией и в регионе Даглик-Гарабах и на других оккупированных азербайджанских территориях.

Таким образом, очевидна недобросовестность мотивов Армении, которая без всяких на то оснований настаивает на привилегиях по этническому признаку для группы армянского меньшинства за счет дискриминационного попрания основополагающих прав и свобод значительно более многочисленного азербайджанского населения.

Кроме того, общеизвестно, что в реальности принцип самоопределения, в соответствии с международным правом, применяется к трем категориям народов, а именно: а) народам суверенных государств; b) народам колониально образованных территориальных единиц; и c) народам, находящимся под иностранным игом, господством и эксплуатацией, включая народы, находящиеся под иностранной военной оккупацией. Не вызывает сомнения тот факт, что члены группы армянского этнического меньшинства, проживающие в регионе Нагорный Карабах, не подпадают ни под одну из этих категорий народов и никогда не будут рассматриваться в качестве самостоятельного субъекта права на самоопределение. Напротив, именно Армения, совершив агрессию, изгнав сотни тысяч людей с мест постоянного проживания, оккупировав азербайджанские территории и совершив самые тяжкие международные преступления в ходе развязанной ею войны, грубо нарушила право на самоопределение в отношении народа Азербайджана.

Как известно, в своем консультативном заключении от 22 июля 2010 года Международный Суд подтвердил противоправность одностороннего отделения, которое сопровождается незаконным применением силы или другими вопиющими нарушениями норм общего международного права, в частности норм императивного характера (jus cogens). Следовательно, претензии Армении, которая прибегла к незаконному применению силы для захвата территорий Азербайджана и совершила самые тяжкие международные преступления, включая военные преступления, преступления против человечности, этнические чистки и даже геноцид, идут вразрез с нормами международного права и являются безосновательными», – констатирует Т.Мусаев.

«Официальные лица Армении часто выдают собственные соображения о международно-правовых нормах и мирном процессе как якобы отражающие позицию международных посредников, коими являются сопредседатели Минской группы ОБСЕ. В этом еще раз можно убедиться, ознакомившись с письмом Постоянного представителя Армении от 1 июля сего года.

В то же время, как нетрудно заметить, армянская сторона умышленно умалчивает то обстоятельство, что в своих предложениям по принципам урегулирования конфликта те же международные посредники ссылаются на Хельсинкский Заключительный акт 1975 года, который, среди прочего, предписывает государствам-участникам «уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств».

В реальности же Армения никогда не соблюдала это основополагающее обязательство, грубо нарушая международно-правовые нормы и принципы, включая в первую очередь те, которые относятся к праву народов на самоопределение и территориальной целостности государств.

Таким образом, принципы неприменения силы или угрозы силой и территориальной целостности государств, а также права на самоопределение в контексте конфликта между Арменией и Азербайджаном направлены на решение первоочередных задач, связанных с освобождением оккупированных азербайджанских территорий, реализацией лицами, насильственно изгнанными со своих домов, неотъемлемого права на возвращение и установлением отношений между двумя государствами на основе уважения территориальной целостности, нерушимости международных границ и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Наиболее анекдотичным же в письме Постоянного представителя Армении является соображение о причинах, якобы побудивших Совет Безопасности прекратить принятие дальнейших резолюций по конфликту. Оказывается, согласно весьма своеобразной логике армянского дипломата, это якобы произошло потому, что нарушение принимаемых резолюций умаляло их значимость, подрывало авторитет Совета Безопасности и делало его резолюции неэффективными.

Очевидно, что подобное суждение свидетельствует о слабой осведомленности армянского посла не только об обязательствах своего государства, но и о функциях и полномочиях Совета Безопасности, на который, согласно Уставу Организации Объединенных Наций, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Помимо этого, в реальности армянская сторона откровенно признает, какой логике она следует, игнорируя резолюции Совета Безопасности, который, оказывается, из-за заботы о собственном авторитете может просто отказаться от выполнения своих функций и полномочий, если принимаемые им решения не выполняются. Это мнение Армении, видимо окончательно уверовавшей в безнаказанность, по сути можно рассматривать и как открытый призыв отказаться от существующей системы и принципов международного правопорядка.

Вывод напрашивается сам за себя. В действительности, игнорируя резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, продолжая незаконную оккупацию азербайджанских территорий, проводя политику вражды и ненависти и отрицая право свыше 1 миллиона азербайджанских беженцев и внутренне перемещенных лиц вернуться в свои дома, Армения противится урегулированию конфликта в соответствии с основополагающими нормами и принципами международного права и преследует цель колонизации и аннексии азербайджанских земель.

Нет никаких сомнений в том, что такой подход не имеет никаких шансов на успех. Регион Нагорного Карабаха является неотъемлемой частью Азербайджана, и единственный способ решить существующие проблемы, добиться урегулирования конфликта и установить цивилизованные отношения между двумя соседними государствами — это прекратить оккупацию азербайджанских территорий, полностью восстановить суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и незамедлительно обеспечить соблюдение неотъемлемого права беженцев и внутренне перемещенных лиц вернуться в свои дома.

Буду признателен Вам за распространение текста настоящего письма в качестве документа Генеральной Ассамблеи по пунктам 34, 39, 67, 69 и 83 повестки дня, а также документа Совета Безопасности», – пишет Т.Мусаев.