«Для меня Азербайджан – это отдельная история, это страна, которая фактически позволила мне одержать победу в Турнире претендентов. Если бы не Кубок мира в Баку, я бы не попал на турнир в Москве».
Как передает AZE.az, в шахматном мире сейчас только и говорят, что о Сергее Карякине. И не зря. Карякин – обладатель Кубка мира ФИДЕ, чемпион мира по быстрым шахматам, заслуженный мастер спорта России, наконец, гроссмейстер, который, вырвав на втором по значимости шахматном турнире – Турнире претендентов – победу из рук Фабиано Каруана, стал главным соперником Магнуса Карлсена, действующего чемпиона мира, за шахматную корону. В интервью «Москва-Баку» Сергей Карякин рассказал о своих ощущениях после победы, об отношениях с Карлсеном и о своем секунданте.
– Поздравляем Вас с победой на Турнире претендентов в Москве! Это очень здорово. Надеемся, что Вы прославите нашу страну после встречи с Магнусом Карлсеном.
– Спасибо.
– Что вы почувствовали, когда поняли, что одержали победу над Фабиано Каруана?
– Ничего кроме радости, дикой радости и счастья. Когда Каруана сдался и раздались аплодисменты, я все понял и почувствовал себя самым счастливым человеком в мире.
– С Магнусом Карлсеном вы одного возраста. Насколько я знаю, менеджер Карлсена говорил, что в начале карьеры тот равнялся на вас, но потом стал вас обходить. Какие у вас с Карлсеном отношения, общаетесь ли вы вне турниров?
– Начну с того, что Магнус Карлсен одним из первых поздравил меня с победой – написал поздравление в Twitter, за что ему большое спасибо. У нас абсолютно ровные человеческие отношения. После некоторых турниров в Москве мы с ним даже ходили по дискотекам. Естественно, есть высокая степень конкуренции, мы как Карпов с Каспаровым. Надеюсь, что наш будущий матч будет красивым. И я все силы приложу, чтобы обыграть Магнуса.
– Как вы можете охарактеризовать Карлсена?
– Магнус, как и все мы, состоит из плоти и крови. Очень сильный боец, очень сильный и уверенный в себе игрок. Общий счет по итогам наших заключительных партий – 1:3 в его пользу. Но тем не менее и я его обыгрывал.
– Вы много раз приезжали на турниры в Азербайджан. Это и Кубок мира в Баку, и Турнир памяти Вугара Гашимова в Шамкире, который проводится регулярно. Какие у вас сложились ощущения от азербайджанских турниров?
– Для меня Азербайджан – это отдельная история, это страна, которая фактически позволила мне одержать победу в Турнире претендентов. Если бы не Кубок мира в Баку, я бы не попал на турнир в Москве.
Баку для меня – очень фартовый город, я там был много раз, за последнее время дважды – на этапе Гран-при и Кубке мира. И очень хотел бы, несмотря на то, что в ноябре будет мой главный турнир с Карлсеном, сыграть на Всемирной шахматной Олимпиаде в Баку в сентябре.
В Баку очень любят шахматы. И не зря я перед Турниром претендентов взял себе в секунданты азербайджанского гроссмейстера Шахрияра Мамедъярова, за что ему большое спасибо. Наверное, у него и перенял атакующий стиль игры, который я использовал на Турнире претендентов. Обычно у меня более спокойный стиль. Поэтому спасибо Шаху – мы с ним очень классно перед турниром поработали на сборах в Эмиратах.
Азербайджанская столица для меня еще очень важна потому, что мы дружили с покойным Вугаром Гашимовым. А наш шахматный график, я вам скажу, редко допускает серьезную дружбу между игроками. У других, не «шахматных» людей, это в жизни как-то проще складывается. А мы все время тренируемся, все время проводим в переездах из одного места в другое. И я очень благодарен судьбе, что даже при таком сложном жизненном графике, я дружил с покойным Вугаром и сейчас общаюсь с его братом. Именно поэтому Баку для меня вдвойне важный город. И в каждую свою поездку я прихожу на кладбище к Вугару. И пусть это повод грустный, но мы не должны забывать Вугара…
Когда Вугар уже тяжело болел, как-то мы с ним разговаривали, он мне сказал: «Пожалуйста, брат, играй теперь и за меня. Ты должен играть за нас двоих». Эти его слова я никогда не забуду.
– А какие условия для шахматистов были созданы на Турнире памяти Вугара Гашимова в Шамкире?
– В Шамкире были великолепные условия. Возможно, это один из лучших по приему турниров, на которых я играл.
– Что вы можете сказать об азербайджанских шахматистах – Шахрияре Мамедъярове, которого вы упомянули, Теймуре Раджабове, об их профессиональном уровне?
– У нас с Шахрияром великолепные дружеские отношения. Ну о чем говорить, если парни два раза выиграли командный чемпионат Европы. На последней Шахматной Олимпиаде в Тромсе долгое время лидировали, а потом разделили второе и пятое места с Россией.
– А что вообще можете сказать об уровне азербайджанской шахматной школы?
-Азербайджанская шахматная школа очень сильна. В Баку в свое время родился Каспаров, его появление как игрока само по себе придало импульс шахматам. Позже, когда Теймур Раджабов в 16-летнем возрасте выиграл у самого Каспарова, естественно, что множество азербайджанских мальчишек и девчонок захотели пойти по этому же пути. И сегодня есть очень интересные молодые ребята. Я думаю, что азербайджанская команда будет одним из фаворитов на Всемирной шахматной Олимпиаде в Баку.
– Вы самый молодой гроссмейстер в истории, внесены в Книгу рекордов Гиннеса. Как вы себя ощущаете в этом статусе?
– Ну это дело уже забытое. Приятно, конечно. В любом случае, когда ты входишь в историю, то несешь определенное бремя ответственности. Но настанет время, придет кто-то моложе меня и отберет это звание. И я не очень расстроюсь. Главное для меня – стать чемпионом мира. Я с детства мечтал завоевать этот титул, и никогда не скрывал этого.
– Залог успеха Сергея Карякина…
– Работа, работа и еще раз работа. Шахматы – это тяжелый труд. И в шахматах иного пути нет. На одном таланте далеко не уедешь. Ты должен каждый день пахать. Знаете – как пианист. Если пианист не будет играть по нескольку часов на рояле каждый день, через несколько месяцев он уже не будет таким мастером.
И хочу сказать огромное спасибо моим тренерам. Это те люди, которые столько лет со мной занимались, начиная с моего переезда в Москву в 2009 году. Они всегда рядом со мной. И если на момент переезда я был в седьмом десятке мирового рейтинга, то буквально за два года мои тренеры добились того, чтобы я попал первую десятку. В 2011 году благодаря этим людям я максимально поднялся – на 4-ю строчку рейтинга.
– Есть кто-то, на кого вы равняетесь в игре, а также в жизни?
– В игре мне всегда нравился Александр Алехин. В детстве я учился на его партиях. Это один из моих любимых шахматистов – величайший непобедимый русский чемпион.
В жизни самый главный помощник – это моя жена, которая меня очень сильно поддерживает. Многие шутили, что шахматист, женившись, теряет сто пунктов рейтинга. У меня же все напротив сложилось хорошо. Поэтому спасибо огромное Галие. Я счастлив, что у меня в этом году родился сын. Я наконец стал отцом. Поэтому могу сказать, что все компоненты счастья, кроме шахматной короны, у меня есть.
Очень круто, что у меня работает профессиональная команда. Вы знаете, ни у одного из гроссмейстеров России нет менеджера, нет такого человека, который бы делал все так же профессионально, как работают с Карлсеном. Мой менеджер Кирилл Зангалис привел в игру первого в истории российских шахмат спонсора, и мы стали работать под девизом «Вернем шахматную корону России».
Нам пришлось выслушать много сарказма, люди говорили, что это пустые слова. Теперь, после Турнира претендентов злопыхатели могут успокоиться. Получается, что за свои слова мы ответили. И теперь вся наша команда едет в США бороться за шахматную корону.
Если я стану чемпионом мира, главной моей задачей станет – нести шахматы в массы.
– Какие планы у вас на ближайшее время?
– Пока это интервью, а когда разберусь с этим приятным бременем славы, начнем вырабатывать план по подготовке к чемпионату мира. Пока его нет, поскольку никто не мог и предположить, что я выиграю Турнир претендентов.
Нужно сформировать тренерский штаб, это очень большая работа. И от того, как мы подготовимся, будет зависеть результат на чемпионате мира. Я думаю, что нам вполне по силам победить.
Я надеюсь, что моя победа сделает шахматы более популярными. Сейчас в России к шахматам принципиально позитивное отношение. И если я завоюю титул чемпиона мира, главной моей задачей станет – нести шахматы в массы.