Президент Белоруссии Александр Лукашенко метит сына в преемники?

В разгар нефтегазового кризиса президент Белоруссии Александр Лукашенко ввел в состав Совета безопасности республики своего сына Виктора. Белорусская оппозиция боится, что это будущий преемник, а эксперты не исключают, что повышение Виктора Лукашенко было организовано специально для России

Об указе № 3, который Александр Лукашенко подписал 5 января, стало известно только сегодня. Официально белорусские власти о нем не объявляли, но в среду текст документа был размещен на сайте Национального центра правовой информации Республики Беларусь.

Из указа следует, что в состав Совета безопасности, включавшего главным образом силовых министров, войдет старший сын президента Виктор Лукашенко, до сих пор занимавший должность одного из многих помощников президента.

В качестве помощника он также отвечал за безопасность.

Совет безопасности Белоруссии был образован два года назад. Возглавляет его сам Лукашенко-старший, а в состав совета входят около 20 высших руководителей республики, в основном силового блока – председатели КГБ, Госкомвоенпрома, Госкомпогранвойск, Генерального штаба и других силовых структур, министры внутренних дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, руководители некоторых других министерств и спикеры обеих палат белорусского парламента.

Для 30-летнего Виктора Лукашенко оказаться в такой компании – очень существенное продвижение по служебной лестнице.

Ранее Виктор Лукашенко служил в пограничных войсках, работал в Министерстве иностранных дел и на государственном военном научно-промышленном объединении «Агат».

Лукашенко-старший всегда утверждал, что ни разу не составлял никакой протекции своему сыну.

Вот, например, как он описывал службу своего сына в армии – тот, пойдя по стопам отца, служил пограничником в спецназе пограничных войск. Через полгода службы кто-то из начальников Виктора Лукашенко, видимо, желая выслужиться перед президентом, перевел Лукашенко на штабную работу.

«Боже мой! Прилетел ко мне: «Это ты все сказал, чтобы меня посадили туда. Я не пойду больше в эту армию, пока не вернешь меня обратно! Мне стыдно ребятам в глаза смотреть!» – с гордостью рассказывал журналистам президент. – И он вернулся на границу и лежал вместе со всеми в этом дерьме, выжидая, пока кто-то будет идти, индусов, вьетнамцев и прочих, заслоняя границу, по которой когда-то ходил отец его».

Постепенно сын Лукашенко дослужился до одного из руководителей штаба пограничных войск Белоруссии, а в феврале прошлого года специально для него отец ввел должность помощника президента по национальной безопасности. Как утверждают белорусские правозащитники, уже в марте прошлого года, во время выборов президента республики, Виктор принимал активное участие в разработке стратегии силового подавления акций протеста оппозиции.

По мнению белорусских оппозиционеров, это назначение противоречит законодательству, которое запрещает работать на государственной службе близким родственникам, если предполагается подчинение одного из них другому.

Например, пункт 1.6 статьи 33 закона «О государственной службе в Республике Беларусь» говорит, что гражданин не может быть принят на государственную службу в случае «близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому». Кроме того, 29 января вступит в силу новый белорусский закон «О борьбе с коррупцией».

Статья 18 этого закона («Недопустимость совместной государственной службы близких родственников или свойственников») также предусматривает, что «прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому». Вопрос об этом задавался на одной из пресс-конференций и генпрокурору Петру Миклашевичу, однако тот какого-либо нарушения законов не усмотрел.

По мнению белорусских оппозиционеров, таким образом Лукашенко готовит себе преемника. К 2011 году, когда истечет третий президентский срок Александра Лукашенко, Виктору как раз исполнится 35 лет – по белорусским законам, занимать высший в государстве пост может гражданин не младше этого возраста.

Уже сейчас на все мероприятия высокого ранга Александр Лукашенко берет с собой сына, который радует избирателей внешним сходством с президентом – у него такие же усы и суровый взгляд.

«Я думаю, что Александр Лукашенко готовит себе преемника. Он никому не доверяет, кроме сына, и понятно, что следующим президентом он видит Виктора, – считает бывший спикер верхней палаты белорусского парламента, соперник Александра Лукашенко на выборах 2006 года Александр Войтович. – Членство в Совете безопасности очень ограничено, он включает узкий круг людей, исключительно в соответствии с их должностями. Видимо, Лукашенко понимает, что передача высших государственных полномочий сыну – это единственное для него спасение».

По мнению оппозиционера, это назначение неспроста совпало с российско-белорусской «нефтегазовой войной», когда многие аналитики констатировали, что власть Лукашенко-старшего начала ослабевать.

«Я бы не стал торопиться с выводами, все-таки Белоруссия – не Средняя Азия и не Южный Кавказ», – парирует зампредседателя ученого совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

«Слабо представляю себе такое преемничество на квазиевропейском пространстве, частью которого, как ни крути, является Белоруссия».

«Виктор Лукашенко – это человек, которого никто не знает». Хотя, не исключил Малашенко, «возможно, это назначение – демонстрация России со стороны Александра Лукашенко: мол, у меня есть преемник, и в перспективе ничего не изменится».