Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад хочет обратиться к Совету Безопасности ООН, чтобы разъяснить цели ядерной программы своей страны
Тегеран не выполнил требований ООН о прекращении работ по обогащению урана, которые, как считают на Западе, ведут к созданию Исламской Республикой ядерного оружия. Иран, однако, настаивает на том, что его атомная программа носит исключительно энергетический характер.
С 2005 года Ахмадинежад дважды выступал в стенах Генеральной ассамблеи ООН, но никогда до сих пор не обращался к Совету Безопасности.
Только по приглашениям
“Президент Исламской Республики Иран намерен присутствовать на заседании Совета Безопасности, который обсудит иранское ядерное дело, чтобы защитить право иранского народа на разработку мирной ядерной энергии”, – такое заявление, по словам редакторов государственного телевидения страны, сделал представитель правительства Ирана Голам Хосейн Эльхам.
В декабре Совет Безопасности ввел санкции в отношении Ирана в связи с нежеланием властей этой страны прекратить работы по обогащению урана. Это решение Ахмадинежад назвал “клочком бумаги”.
Сейчас пять постоянных членов Совета – Великобритания, Китай, Россия, Франция и США, а также Германия – ведут переговоры по поводу возможности принятия резолюции об ужесточении этих санкций, поскольку Тегеран продолжает игнорировать требования ООН.
Выступление Ахмадинежада вряд ли способно повлиять на настрой мирового сообщества, подчеркивает тегеранский корреспондент Би-би-си Фрэнсис Харрисон. До сих пор иранский президент совершенно однозначно противится давлению Запада; недавно он сравнил ядерную программу своей страны с поездом, у которого нет ни тормозов, ни задней передачи.
Подобные заявления подвергаются жесткой критике не только за рубежом, но иногда и в самом Иране, передает наш корреспондент, поскольку они не способствуют поиску компромиссного решения.
Кроме того, намерение иранского руководителя присутствовать на заседании Совета Безопасности еще не означает того, что это произойдет: соответствующая просьба должна быть одобрена заранее.
Тем не менее, как сказал в интервью агентству Ассошиэйтед пресс нынешний президент Совета Безопасности, представитель ЮАР при ООН Думисани Кумало, отвергнуть это ходатайство не так-то просто. “Я был бы весьма озадачен, если они вдруг заявили бы, что не хотят его слушать”, – отметил Кумало.