Назвать конкретные суммы, которые необходимо вложить в реальный сектор, будет возможным только после проведения соответствующих экспертных оценок, при этом для первоначального становления производственного процесса необходимо обеспечить ежегодные инвестиции в размере от двух до трех миллиардов долларов, считает эксперт.
Как передает AZE.az, главная проблема национальной экономики кроется в слабом финансовом потоке в реальный сектор, заявил Sputnik доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов.
По данным Центрального банка АР, на конец января текущего года кредитные вложения со стороны банков составили 21,186 миллиарда манатов, что на 532 миллионов, или 2,5% по сравнению с предшествующим месяцем. Основные направления кредитования – это домашние хозяйства (38,1%), торговля и услуги (13,7%), строительный сектор и недвижимость (14,5%), в то время как на промышленность и производственный сектор направлено 8,9%, в сельское хозяйство – 2,1%, в энергетику – 1,5% ссуд, передает Sputnik.
Эксперт отмечает, что принимаемые властями меры направлены на стабилизацию финансового рынка и носят в себе позитивный фактор. Но, к сожалению, экономический блок правительства сделал акцент на реформы, проводимые посредством ужесточения финансовой политики. В качестве наглядного примера можно привести очередное повышение учетной ставки Центрального банка Азербайджана (ЦБА) на 2%, и доведение этой цифры до 7% годовых. "Проецирование реформ проводится на монетарном уровне", – отметил экономист.
Однако, основные проблемы кроются в реальной экономике, и конкретные шаги необходимо предпринимать именно в данной сфере, считает Мамедов. Важно добиться того, чтобы капитал направлялся непосредственно в реальный сектор, при этом не имеет значения, какая именно структура – ЦБА или Палата по контролю над финансовым рынком – будет регулировать финансовый рынок.
"До тех пор, пока центральные органы власти не будут направлять финансовые ресурсы в реальный сектор, ожидать серьезного положительного эффекта в национальной экономике не приходится", — считает эксперт.
По его мнению, в настоящее время все еще отсутствует надлежащий контроль над тем, насколько эффективно используются инвестированные средства. Основная проблема заключается не в недостатке финансирования, а в "адресности" расходования средств.
"Главное, чтобы финансы непосредственно доходили в реальный сектор и способствовали созданию возможностей для организации производства, что поможет добиться появлению конкурентной экономики", – говорит Мамедов.
По его словам, в настоящее время в первую очередь следует отказаться от вложения средств в какие-либо инфраструктурные проекты, например, по благоустройству городов и районов, и перейти к инвестированию непосредственно в производство. Структура бюджета в последние годы носила инвестиционный характер, но значительные финансовые потоки были направлены на инфраструктурные проекты, а вот само производство однозначно оставалось недофинансированным.
Не зря говорят, что государство не должно заниматься коммерческой деятельностью, и это прерогатива непосредственно банков. "Однако, наши коммерческие банки и финансовые организации не занимались кредитованием реального сектора, и сегодня власти должны установить контроль над этим процессом", – подчеркнул профессор.
Для развития реального сектора важно разработать соответствующие механизмы, используя мировую практику, в частности, опыт Южной Кореи, ряда стран Восточной Европы, отметил эксперт. "На мой взгляд, для первоначального становления производственного процесса необходимо обеспечить ежегодные инвестиции в размере от двух до трех миллиардов долларов", – подытожил Мамедов.
Назвать конкретные цифры, которые необходимо инвестировать в реальный сектор, будет возможным только после проведения соответствующих экспертных оценок.