Продюсер фильма «40-я дверь»: у нас нет проторенной дорожки. Интервью

Эксклюзивное интервью AZE.az с продюсером фильма-лауреата международных кинофестивалей – «40-я дверь» Хагани Гашимовым.

– Фильм «40-я» дверь завоевал множество призов на международных кинофестивалях, как Вы считаете, в чем успех фильма, ведь нет, что называется, проходного звездного состава?

– Фильм «40-я дверь» участвовал в более, чем на 31 кинофестивалях. В текущем месяце фильм будет участником “NEW YORK EURASIAN FILM FESTIVAL”. Картина завоевывала призы в различных номинациях, в том числе премию «Ника».

Есть несколько причин успеха фильма. В первую очередь, это является итогом коллективного труда, значит, весь коллектив хорошо сработал. Продюсер является дирижером этого коллектива. Однако фильм создает режиссер, Эльчин Мусаоглу является профессионалом своего дела, отличается своим почерком и широкими творческими возможностями.

Помимо этого, был написан удачный сценарий, отмечу, что сценарий также принадлежит Эльчину Мусаоглу. Бывало и такое, что на фестивалях ко мне и Эльчину подходили зрители и говорили, что ваш фильм потряс меня, или ваш фильм – это экранизация моей жизни.

– В последнее время азербайджанский кинематограф отметился рядом интересных работ, можно ли говорить о том, что азербайджанское кино возрождается, и как современная киноиндустрия с ее гранями и сюжетами отразилась на наших фильмах? И вдогонку к предыдущему вопросу, что Вы думаете о традиционности национальных фильмов, можно ли сказать, что лучшие традиции азербайджанского кино утрачены?

– В последние годы производство фильмов в Азербайджане возросло, а вместе с ним улучшается и качество работ. Однако все равно эта скорость недостаточна. После развала Советского Союза в азербайджанском кино образовалась пустота. Сейчас хороших киноспециалистов можно пересчитать по пальцам, однако я думаю, что в будущем ситуация в этом направлении будет улучшаться, потому что подрастают молодые, талантливые кадры.

В первую очередь хочу отметить большую и серьезную работу, проводимую в этом направлении Министерством культуры и туризма. По имеющейся у меня информации, Министерство направило на обучение за рубеж молодых азербайджанских кинодеятелей и эта работа постоянно продолжается.

В азербайджанских фильмах, снимавшихся в советское время, были традиции, соответствующие тому периоду. Однако после развала советской системе, традиции тоже были утрачены. На мой взгляд, должно пройти время прежде, чем сформируются новые традиции азербайджанских фильмов. У нас нет проторенной дорожки. Сейчас в Азербайджане снимаются как авторские фильмы для участия в кинофестивалях, так и коммерческие фильмы.

Однако поскольку в нашей стране кинопрокат находится на нулевой отметке, говорить об индустрии не приходится. Пока у нас только один путь – налаживать сотрудничество с другими странами. За время участия в международных кинофестивалях нам удалось познакомиться с представителями дистрибьюторских компаний США и Европы. Они больше интересовались коммерческими фильмами, рассчитанными на массового зрителя. Бюджет таких фильмов бывает высоким.
 
Если мы сможем найти деньги на съемки таких фильмов, мы создадим коммерчески выгодные картины и получим на этом хорошую прибыль. А это позволит нам, на вырученные средства, начать новый кинопроект.

Во всем мире сейчас бизнес киноиндустрии считается одним из самых прибыльных. К сожалению, в Азербайджане пока не удается привлечь деловых людей, представителей частного сектора к киноиндустрии. Я бы сказал, что киноиндустрия – эта область, приносящая не только прибыль, но и эстетическое удовольствие. За рубежом частный сектор широко поддерживает киноиндустрию и в целом деятелей искусства.

Например, в Турции это стало хорошей традицией. Мне бы очень хотелось, чтоб эта традиция сформировалась и у нас, тогда и азербайджанское кино начнет стремительно развиваться.

– Какой жанр кино Вы предпочитаете, и какие сюжеты на Ваш продюсерский взгляд сейчас более востребованы: экшн с его неимоверными спецэффектами или спокойные фильмы, основанные на сюжетах из реальной жизни или близких к реальности?

Кинорежиссеры могут предпочитать какие-то жанры и в зависимости от своих предпочтений создавать то или иное кино, а продюсер анализирует перспективы и требования рынка киноиндустрии, принимая решение какой именно кинопродукт будет иметь успех и принесет прибыль.

Для продюсера все жанры одинакого интересны. Продюсеру важно, чтобы фильм продавался, обеспечил хорошие кассовые сборы, чтобы была возможность начать новый кинопроект. Поэтому все эти моменты надо подсчитать и продумать до начала кинопроизводства. Фильм должен принимать участие на международных кинофестивалях. Самые крупные фестивали считаются категории «А». Сюда привозят фильмы, а также съезжаются те, кто в них заинтересованы, то есть продюсеры, дистрибьюторы для смотра и отбора фильмов. Это своеобразный кинобазар.

В прокате успешны фильмы в жанре экшн, а на кинофестивалях – авторское кино. Мы, как кинокомпания, заинтересованы в обоих жанрах. Что касается лично моих предпочтений, то я, как кинозритель люблю фильмы, основанные на сюжетах из реальной жизни.

– Как на Ваш взгляд государство должно участвовать в работе кинематографа, должно ли как-то стимулировать, поддерживать режиссеров, ведь сейчас много снимается по госзаказу. Например, в советское время была большая поддержка людям творческих профессий, сейчас все поставлено на коммерческий механизм, то есть создается то, что можно выгодно продать, раньше была цензура, сейчас ее нет, в этой связи возникает вопрос: а что было лучше, поскольку среднего звена в этих двух процессах почему-то так и не нашлось?

В советское время Госкомитет по кинематографии формировал идеологию фильмов. Он же выделял средства киностудиям на съемки фильмов, затем пропускал через цензуру, устанавливал категорию качества и тираж. Сейчас же мы живем в другое время, в независимой и демократической стране. Министерство культуры и туризма делает заказы не только студии «Азербайджанфильм», но сотрудничает и с другими, частными кинокомпаниями. Это, в свою очередь, ведет к интеграции в мировое кино.

За исключение Голливуда, государство во многих странах поддерживает киноиндустрию. Кино является одним из лучших средств пропаганды культуры, искусства, истории страны во всем мире, поэтому внимание государства к этой отрасли обязательно.

Если все фильмы будут сниматься в жанре экшн исключительно ради прибыли, тогда о каких традициях кино, или школе киноискусства можно говорить? Госпрограмма по развитию кино, утвержденная президентом Азербайджана, а также работа, проводимая Министерством культуры и туризма, возродили наше кино.

Теперь и частные кинокомпании наращивают темпы развития, разумеется, благодаря поддержке со стороны государства. Частные кинокомпании должны стремиться налаживать связи, искать средства. Я, как кинопродюсер, могу сказать, что очень мало знаю о продюсерском деле, для этого необходимо не только больше читать, изучать, но и ездить на фестивале, участвовать, налаживать там связи. Мы ведь начали с нуля.

Ведь в советское время не было ни независимого кино, ни независимых кинокомпаний, ни кинопродюсеров. Поэтому азербайджанские кинопродюсеры должны постоянно работать над собой, налаживать связи, пользоваться опытом других стран, создавать фильмы совместного производства. Казахстан, Киргизия, Грузия и Россия в этом плане намного обошли Азербайджан. Кинодеятели этих стран, наладив контакты, снимают совместные фильмы с крупными европейскими кинокомпаниями.

Разумеется, если европейская кинокомпания участвует в создании фильма, она также интересуется дальнейшей судьбой созданной продукции, то есть, его фестивальной судьбой и прокатом. Их работа более эффективна и успешна.

Тем самым, мы не только получаем хорошего партнера, успешный итог работы, но и ценный опыт. Еще раз подчеркну, что частным кинокомпаниям в одиночку с этой задачей справиться не по силам, здесь частный сектор и государство должны действовать сообща, чтобы был результат.

Если мы будем работать разрозненно, число азербайджанских фильмов, выходящих на мировой рынок, отнюдь не возрастет. Съемки фильмов, рассчитанных лишь на местную аудиторию, не принесут успеха, нужно выходить на мировой уровень.

На крупных международных кинофестивалях вывешивается флаг страны –производителя представленного фильма. Поверьте, я на каждом фестивале, видя развевающийся флаг Азербайджана, испытывал чувство гордости. И я, и Эльчин (Мусаоглу – режиссер фильма «40-я дверь» – прим.ред.), всегда старались как участники, или победители фестиваля давать интервью телеканалам, проводить встречи с прессой на фоне флага Азербайджана, чтобы в мире больше знали о нашей стране, узнавали наш флаг.

– Как Вы считаете, чем азербайджанские фильмы привлекательны для зарубежного зрителя?

– Я участвовал во многих международных кинофестивалях, смотрел там зарубежные фильмы, и могу сказать по собственному опыту, если фильм азербайджанского производства, то зрители говорят о стране-производителе, то есть Азербайджане.

Если мы снимем фильмы, например, о немцах и французах, их традициях, то это не будет интересно ни немцам, ни французам, потому что режиссеры этих стран сами снимают фильмы о своих национальных особенностях, и что бы мы не сделали, мы не снимем это лучше их самих.

Только о себе, своей стране мы можем снять лучше остальных, потому что мы для них интересны, как азербайджанцы.

Сейчас кинокомпании во всем мире стараются снимать совместные фильмы. Снято множество фильмов, производителями которых являются несколько стран. Но владелец проекта старается сохранить в совместном кино свои национальные особенности, свой колорит, свои национальные ценности, и в этом случае он очень интересен зарубежному зрителю.

– Спасибо за интервью.

Я выражаю признательность коллективу AZE.az, желаю Вам удачи в работе и почаще писать об азербайджанском кино.