Профессор Месуд Эфендиев: мои научные успехи идут в копилку Азербайджана

В порядке исключения азербайджанскому ученому была предоставлена возможность получить немецкое гражданство в сжатые сроки, но он от этого предложения отказался.

Как сообщает AZE.az, профессор Месуд Эфендиев – всемирно известный математик, завотделом динамических систем Научно-исследовательского центра Helmholtz в Мюнхене, член редколлегий 10 международных научных изданий, главный редактор журнала International Journal of Biomathematics and Biostatistics, автор более 160 научных работ и пяти научных монографий, изданных в Японии, Германии, США и Швейцарии. Выдающийся математик также является председателем японско-немецкой научной конференции, объединяющей экспертов по динамическим системам из Германии и Японии. Как отмечает научный журнал Journal of Coupled Systems and Multiscale Dynamics в своем специальном выпуске, посвященному 60-летию ученого, Месуд Эфендиев явился основной движущей силой германо-японских конференций в Мюнхене (2009 г.) и Токио (2012 г.)

Месуд Эфендиев родился в 1953 году в городе Закаталы, в семье учителя математики. Его отец выписывал журнал "Математика в школе", и мальчик увлекся этой наукой, впрочем, также как и другими – школу он окончил с золотой медалью. С детства Месуд решал головоломки, нетривиальные задачи, а с годами детская увлеченность перешла в более осознанное решение заниматься математикой серьезно.

Он поступил в АГУ, потом в МГУ, а в 1989 году получил приглашение для проведения совместных работ в Мерилендском университете США. Там Эфендиев познакомился с немецкими коллегами, которые заинтересовались его научными изысканиями. В 1990 году ученый был удостоен почетной премии Александра фон Гумбольдта. Эта премия, утвержденная международным жюри за достижения в области науки, была вручена ему правительством ФРГ, после чего Эфендиев начал вести научную деятельность и выступать с лекциями в ведущих университетах этой страны.

В качестве приглашенного профессора он читал лекции также в ведущих университетах Японии, Европы, Канады и США. В 2005 году был удостоен премии Japan Society for the Promotion of Science, в 2008 году– премии Отто Монстеда (Дания).

Более двух десятков лет ученый живет с семьей в Штутгарте, сохраняя при этом свое азербайджанское гражданство. Месуд Эфендиев приложил немало усилий, чтобы в университетах Германии выделяли места для азербайджанских студентов, и сейчас поддерживает проекты, связанные с наукой, образованием и здравоохранением в Азербайджане.

Руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа" Орхан Саттаров встретился с ученым на Чемпионате мира по художественной гимнастике в Штутгарте, куда Месуд Эфендиев пришел поболеть за родную команду.

– Господин Эфендиев, "Вестник Кавказа" сообщал о научной конференции, проведенной в честь вашего 60-летнего юбилея. Насколько я знаю, с того момента вы добились новых успехов в научной деятельности. Не могли бы вы рассказать поподробнее?

– Большой честью для меня стало получение в этом году премии имени Феодора Линена – немецкого медика, лауреата Нобелевской премии по медицине 1964 года. Поскольку мои работы в последнее время связаны с приложением математики к медицине, биологии и экологии, я был утвержден международным комитетом на получение данной премии. И в качестве лауреата я читал лекции в университете города Торонто в Канаде во всемирно известном Институте Филдса.

Как известно, математикам Нобелевскую премию не дают, но зато существует "филдсовская медаль". В Институте Филдсая читал мастер-класс для ученых со всего мира, студентов, аспирантов. Мне было очень приятно, что специальные выпуски двух известных научных журналов, издающихся в США, были посвящены моему 60-летию. Один из них Mathematical Methodsinthe Applied Sciences, другой –Journal of Coupled Systems and Multiscale Dynamics. Ваше информационное агентство уже сообщало о конференции в центре Гельмгольца в Мюнхене, проходившей с 3 по 7 марта 2014 года в связи с 60-летием. Подобного в истории Азербайджана не было ни разу. Могу смело сказать, что до сих пор не проводилось ни одной конференции, посвященной азербайджанскому ученому на Западе. Я считаю это большим достижением – не только личным, но и для нашей страны в целом.

– Как известно, вы не смогли стать членом Баварской Академии наук лишь из-за того, что у вас азербайджанское гражданство, а не немецкое. Приходится ли вам выбирать между родиной и наукой?

– Это очень хороший вопрос. Конечно, нет. Я всегда подчеркиваю, что являюсь гражданином Азербайджана. Гражданство ФРГ предлагалось мне неоднократно. В порядке исключения мне предоставлена возможность получить немецкое гражданство в сжатые сроки. Но я этого не хочу. Когда мне было предложено стать гражданином Германии, я ответил немецким властям, что у Германии и без того очень много известных ученых в мире, много лауреатов Нобелевской премии. Наличие еще одного, без ложной скромности, известного ученого в процентном соотношении ничего не изменило бы. В Азербайджане же предстоит сделать еще очень многое в науке, нужно двигать ее вперед, и любое подобного рода достижение идет в копилку нашей родины, нашей страны.

Свой выбор я сделал давным-давно, и он однозначный. Я гражданин Азербайджана, и все мои научные успехи идут в копилку Азербайджана. Тем не менее я благодарен Германии, ставшей для меня второй родиной. Здесь созданы все условия для того, чтобы работать и продвигать науку.

– В одном из интервью вы рассказывали о планируемом сотрудничестве с  Азербайджанской авиационной академией. Были определенные проекты и идеи. Есть ли подвижки га этом направлении?

– Да, подвижки есть. Каждый год приезжаю в Баку на различные конференции, гуманитарный форум и т.д., всегда консультируюсь с ректором академии Ариф муаллимом (Арифом Пашаевым – прим. ред.) и его проректорами. Работа двигается довольно успешно. По линии нашего сотрудничества в Германию приезжают молодые ученые, аспиранты. То, что было намечено, развивается в верном направлении. Благодаря усилиям, как со стороны руководства Авиационной академии, так же и со стороны немецких университетов, структур, которые работают в авиационном направлении, мы имеем возможность эффективно работать. Ариф Пашаев, прочитав, между прочим, вашу заметку о конференции, посвященной 60-летию, дал указание своим работникам узнать обо мне и пригласил меня в свою академию. Это очень знаковый подход, показывающий, что, именно благодаря таким ученым, борющимся за науку, ты не можешь остаться в стороне. Я считаю, что это очень большое дело для страны, иметь на своей службе таких людей. Это я говорю вам совершенно искренне.

– Если рассматривать научное сотрудничество между Азербайджаном и Германией в более широком контексте, то какие проекты, в которых вы принимали участие, можно выделить?

– В этой сфере мы, конечно, должны проделать еще очень много работы. Своими усилиями я пригласил порядка 60 азербайджанских ученых в Германию. Также я стараюсь привлекать к сотрудничеству немецких ученых из различных дисциплин – так, в Азербайджане побывали декан экономического факультета Штутгартского Университета профессор Ули Арнольд, председатель германского общества хирургов профессор Дирк Кайзер, директор института экологии профессор Циммерманн и многие другие ученые. Об этом знает и руководство Академии наук Азербайджана.

В прошлом году в конце декабря Германию посетил президент Академии наук Азербайджана академик Акиф Ализаде с делегацией, в которую входили вице-президенты и другие ответственными работниками академии. Там было выделено несколько основных направлений сотрудничества. Независимо от этого я стараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы придать этому сотрудничеству новый импульс, нахожусь на постоянном контакте с азербайджанскими учеными. Они консультируются со мной в вопросах научного характера.

Конечно, могу перечислить несколько проектов, в которых я участвовал непосредственно. В 2009 году я посильно помогал реализации проекта германо-азербайджанских Дней образования, претворенному в жизнь в сотрудничестве между Министерством образования Азербайджана и Службой академического обмена Германии (DAAD). В 2014 году давал мастер-класс в рамках мирового форума молодых ученых в Баку. Потом было несколько конференций, которые я организовывал, и на которые приезжали азербайджанские ученые. Я был членом оргкомитета и приглашал азербайджанских ученых на Международный конгресс математиков.

– Вы являетесь активным членом азербайджанской диаспоры в Германии. Как бы вы оценили ее деятельность в Баден-Вюртемберге и в Германии в целом, какие тенденции наблюдаются в работе? Как отразились последние трения в азербайджано-германских отношений на диаспорской деятельности, на восприятии Азербайджана в Германии? Меняется ли со временем восприятие Азербайджана в Германии? Вы, наверняка, ощущаете это больше других.

– Этот вопрос вы задали по адресу. Можно сказать, что я здесь самый "старый" гражданин Азербайджана, поскольку в Германии живу уже 25 лет. За это время очень многое изменилось в положительную сторону. Но работа диаспорской организации без посольства и непосредственного участия посла была бы немыслима. Отрадно, что наше дипведомство в Берлине прикладывает максимум усилий для того, чтобы отношения между Азербайджаном и Германией находились на высоком уровне и отвечали сегодняшним вызовам и реалиям.

Один из ведущих немецких политиков, бывший госсекретарь правительства ФРГ Отто Хаузер является почетным консулом Азербайджана, и, кстати, первым почетным консулом, которого утвердил президент. Это очень хороший трамплин к вашему второму вопросу, касающемуся земли Баден-Вюртемберг. Мы здесь проводим очень большую деятельность вместе с Отто Хаузером. Здесь часто проходят дни Азербайджана, приезжают наши ведущие исполнители, корифеи, типа Фархада Бадалбейли. Здесь они собирают полный аншлаг, приезжают высокопоставленные политики Германии. Например, закрытие Года Азербайджана в Германии проходило в Штутгарте, сюда приехал Эльчин Эфендиев.

За это время многое сделано. Здесь, в Германии, нас знают, знают наши проблемы, а также то, каких действий мы ждем от европейского и мирового сообщества в вопросе выполнения четырех резолюций СБ ООН по освобождению наших оккупированных территорий.

Что касается последних событий, то за последние полтора-два года ситуация несколько изменилась. Находясь здесь уже 25 лет, могу с уверенностью сказать, что это временный фактор. И посольство, и диаспорские организации, и почетный консул в Германии – мы делаем все, что необходимо, и уверены, что определенные негативные явления носят преходящий характер. В политике такое встречается, и я думаю, что этот вопрос утрясется. Недопонимания бывают даже между очень близкими партнерами. Я не политик, но я могу анализировать, и вижу, что даже между такими близкими партнерами, как члены НАТО, ЕС и США, также происходят трения. Иногда даже похлеще, чем у нас, но они, как говорится, "не выносят сор из избы".

Что касается научной среды, то там этого не чувствуется. Мы, люди науки, конечно, следим за всем происходящим, но у нас интересы совершенно другие, да и в научной среде Азербайджан в лице меня имеет прочные позиции, и все знают, где собака зарыта. Тут люди знают истину, и в научной среде много людей – за Азербайджан. В этом немалую роль играет, конечно, и международный гуманитарный форум, и такие большие события, как Европейские игры, Евровидение, чемпионаты мира, которые проводятся в Азербайджане. Наша страна делает шаги в правильном направлении.