Прогноз: 1 доллар может стоить 2-3 маната

Эксперты-экономисты уверены, что последнее заявление главы ЦБА Эльмана Рустамова стало анонсом ко второму падению национальной валюты.

Как передает AZE.az, эксперт общественного объединения "Содействие экономическим инициативам" Самир Алиев заявил echo.az, что "переход на плавающий курс маната – это автоматически и есть девальвация. Данный процесс говорит о том, что курс национальной валюты будет формироваться на основе спроса и предложений. В такой ситуации манат упадет до уровня, минимум, 1 доллар2-3 маната.

Однако я думаю, что Азербайджан может себе позволить переход на контролируемый плавающий курс маната. В таком случае нынешний курс не сильно изменится. Сегодня ЦБ встал перед важной задачей, ведь валютные запасы не позволяют держать курс маната стабильным. Поэтому девальвацию надо рассматривать в двух вариантах: мягкую или резкую, которая была в феврале. Если произойдет резкая девальвация, то манат обрушится, как минимум, на 20%.

Мягкая девальвация же наиболее приемлема для страны, поскольку она растянется на более длительный срок, и манат постепенно будет падать на несколько процентов. Если правительство окончательно решит перейти на плавающий курс маната, тогда все эти процессы начнутся уже к концу года. И пока цены на нефть не повысятся, они продлятся на следующий, а возможно, и на будущие годы".

По его словам, экономика Азербайджана отличается от российской или казахстанской, где также произошла девальвация нацвалюты. "Несмотря на то, что эти государства зависят от цен на нефть, их доходы от данной сферы в процентном отношении отличаются. В Азербайджане доходы от экспорта нефти и газа равны 93%, чего не скажешь о РФ и Казахстане. Поэтому последние две страны для стимулирования экспорта могут позволить себе удешевить национальную валюту", – указал эксперт.

Отметим, что накануне глава Центрального банка Азербайджана Эльман Рустамов на заседании парламента признал, что доходы Центробанка за последний год сократились вдвое, по этой и ряду других причин правительство страны вплотную занялось вопросом перехода на плавающий курс маната.

Как сказал экс-замминистра экономики Азербайджана Октай Ахвердиев, новая девальвация маната в стране неизбежна: национальная валюта, согласно ожиданиям, подешевеет по отношению к доллару еще на несколько пунктов, если цены на нефть останутся на прежнем уровне. При этом он заметил, что термин "плавающий курс" уже означает, что курс национальной валюты будет определять рынок. Как подчеркнул О.Ахвердиев, пока Азербайджан не идет на девальвацию и поддерживает курс маната валютной интервенцией, но это не может продолжаться вечно.

Азербайджанский экономист предостерегает, что правительству вряд ли удастся обуздать инфляцию, а потому "общество и правительство должны быть готовы ко всем последствиям. Вот именно сейчас правительство и Центробанк обязаны показать, на что они способны. Период экономической стабильности закончился, сейчас нужны действенные механизмы" (haqqin.az).

"Руководству Центрального банка АР предстоит более четко определиться с перспективами национальной валюты по отношению к американскому доллару, так как неопределенность курса маната негативно влияет на бизнес в стране. Проводимая политика ЦБА после девальвации национальной валюты маната отличалась заметной непредсказуемостью, что способствовало заметному повышению слухов о второй волне девальвации маната.

В складывающейся ситуации население стало не только переводить свои сбережения из манатных вкладов в валютные, но и ускорило изъятие вкладов из-за возникновения финансовых проблем в ряде банков", – сказал экономист Фуад Ализаде.

"Вторая девальвация может стать одной из мер в рамках перехода к гибкому курсу маната", – заявил эксперт-экономист Губад Ибадоглу. По его словам, выступление главы ЦБА Эльмана Рустамова в Милли меджлисе можно расценивать, как анонс перехода к политике гибкого курса национальной валюты.

По словам Ибадоглу, девальвация 21 февраля была недостаточной для достижения поставленных целей. После ее реализации не наблюдались положительные изменения ни в макроэкономических показателях (расширение экспортного потенциала, увеличение конкурентоспособности), ни в денежно-кредитных показателях. "Несмотря на сокращение кредитовложения, за прошедший период заметно увеличился объем проблемных кредитов, а наряду со снижением уровня привлеченных вкладов в структуре валютных вкладов доллар оказался в лидирующей позиции. Продолжительный характер обеих этих тенденций требует от ЦБА новых шагов", – подчеркнул он.

По мнению эксперта, для обеспечения стабильного курса маната у ЦБА есть два пути. Первый – продолжать путем интервенции на валютный рынок продолжать нынешнюю политику административного регулирования и в кратчайший срок израсходовать оставшиеся 7 миллиардов валютных резервов. Второй – прекратить валютную интервенцию и отпустить регулирование курса маната на волю участников рынка.

"Ввиду того, что второй подход является новым, переход к нему требует подготовки. В противном случае обесценивание маната и утрата доверия к нему после февральской девальвации могут обусловить обрушение нацвалюты в ходе рыночного регулирования. Предотвратить это может вторая девальвация как одна из мер для перехода к гибкому курсу маната", – заключил Ибадоглу.