1 декабря 2010 года завершился 2-й этап по разрешению карабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ, – сказал политолог Рауф Раджабов.
На саммите ОБСЕ, который прошел 1-2 декабря в Астане, главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ – президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, премьер-министр Франции Франсуа Фийон, государственный секретарь США Хиллари Клинтон, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Армении Серж Саргсян, приняли совместное заявление, предусматривающее начало более решительных усилий по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.
В документе упомянуто о совместном заявлении президентов Азербайджана и Армении с президентом России от 2 ноября 2008 года в Москве, а также о совместном заявлении от 27 октября 2010 года в Астрахани.
По поводу данного совместного заявления свое мнение выразил главный редактор информационно – аналитического агентства 3rd View, политический аналитик Рауф Раджабов, передает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан.
– Накануне декабрьского саммита ОБСЕ в Астане официальными лицами США было заявлено, что Вашингтон готовит «дорожную карту» по разрешению карабахского конфликта. В частности, было также отмечено, что если руководство Азербайджанской Республики (АР) и Республики Армения (РА) в рамках саммита ОБСЕ все же не подпишут «дорожную карту», то США постараются, чтобы стороны подписали некий документ. Символично, что и официальная Москва стремилась до саммита в Астане объявить о серьезном продвижении в карабахском вопросе.
Иными словами, США и Российская Федерация (РФ), с одной стороны, в рамках переговорного процесса при модерации Минской группы (МГ) ОБСЕ – с другой стороны, в формате параллельной дипломатии, надеялись материализовать свои усилия в том или ином виде. Сегодня можно констатировать, что инициативы двух сопредседателей МГ ОБСЕ завершились лишь принятием совместного заявления.
Безусловно, пятистороннее заявление по разрешению карабахского конфликта имеет стабилизирующее значение для сторон конфликта. Тем более что в зоне прекращения огня назревала внештатная ситуация. Правда, новым элементом Астатинского заявления, в отличие от всех доселе принятых совместных заявлений, можно считать приверженность сторон следовать Уставу ООН.
В какой-то степени вышеуказанное заявление не оправдало искусственно возросшие надежды азербайджанского и армянского обществ, поскольку «дорожная карта», или иной некий документ, так и не был принят в рамках саммита ОБСЕ. Хотя, сами сопредседатели МГ ОБСЕ уверили всех, и в том числе самих себя, что прорыв в карабахском урегулировании вполне возможен.
Можно условно сказать, что 1 декабря 2010 года завершился 2-й этап по разрешению карабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ. И чтобы инициировать 3-й, заключительный этап, необходимо сформировать формат 3-го этапа переговорного процесса, а самое главное – заменить «челночную дипломатию», предполагающую философию позиционного торга и поиска компромиссов. Дело в том, что политика компромиссов трансформирует стороны конфликта в заложников безрезультатного и длительного процесса.
На мой взгляд, новый формат в рамках МГ ОБСЕ должен включать Азербайджан, Армению и Турцию, т.е. страны, которые кровно заинтересованы в полноценном разрешении межгосударственных противоречий на долгосрочную перспективу.
Думается, именно по этой причине, в краткосрочной перспективе Баку, Ереван и Анкара способны самостоятельно достичь конкретного результата. Ведь ни для кого не секрет, что и армяно-турецкий, и азербайджано-армянский процессы и де-факто, и уже де-юре, привязаны друг к другу.
Плохо это или хорошо, так сложились обстоятельства.
В этой связи требуется лишь одно условие: МГ ОБСЕ обязана очистить Мадридский процесс от геополитических условностей. Лишь в этом случае Азербайджан, Армения и Турция способны самостоятельно разрубить «карабахский гордиев узел».
Кстати, в этом отношении незаменима роль ЕС, т.к. официальный Брюссель действует по принципу «не навредить», когда решаются такого рода конфликты.
– Что, по–Вашему, стоит за публикациями WikiLeaks?
– Что касается проблемы WikiLeaks, опасность заключалась в том, что очередной выброс шокирующих документов был приурочен к саммиту ОБСЕ в Астане. В принципе, это не случайность, а закономерность. Можно утверждать, что имеются страны и коалиция стран и организаций, которые решили разрушить систему сдержек и противовесов, которую мы называем системой глобальной безопасности. Чтобы понять, какие это страны, то достаточно взглянуть на небольшой список тех стран, которых не задел скандально известный сайт.
Следовательно, была предпринята попытка не просто торпедировать саммит ОБСЕ в Астане, а «взорвать» саммит ОБСЕ, особенно если учесть, что документы от WikiLeaks затронули страны, принимавшие участие в саммите.