Рагим Гумбатов: задействована лишь часть потенциала диаспоры

Накануне третьего съезда азербайджанцев мира председатель азербайджанской общины Крыма Рагим Гумбатов поделился с AZE.az своим видением перспективы диаспоры.

Следует отметить, что первые диаспорские организации на постсоветском пространстве начали создаваться в конце 80-х годов прошлого века. К слову, учредительная конференция азербайджанской общины Крыма прошла в 1989 году. Во многих случаях из тех культурно-просветительских организаций, созданных при отделениях Советского фонда культуры, «выросли» сегодняшние структуры диаспоры, влияние которых сегодня нельзя сравнивать с началом 90-х ХХ века.

Как отмечал автор этих строк в разных публикациях, вклад диаспоры в становление азербайджанской государственности значителен. По разным данным, финансовая помощь диаспоры Азербайджану за годы независимости может составить от 40 до 80 млрд. долларов.

Вне сомнений, сегодня объединения азербайджанской диаспоры неплохо организованы, ориентируются в геополитических вопросах, смелее отстаивают свои интересы, словом, лучше служат делу азербайджанства.

Вместе с тем, надо отметить, что сегодня потенциал диаспоры используется ею в незначительной мере. При улучшении организационной работы и перевода деятельности на профессиональный уровень, перспектива азербайджанской диаспоры весьма заманчива. И, как результат, азербайджанское государство может рассчитывать на более действенную помощь диаспоры в отстаивании своих интересов и задач. Кроме того, увеличение мощи и влияния диаспоры сулит немалую «выгоду» ей самой.

В сегодняшних условиях диаспорские организации нуждаются в более профессионально подготовленных кадрах. Ведь, до сих пор все структуры диаспоры осуществляют свою деятельность на общественных началах, на энтузиазме. Тем не менее, надо признать, за этот короткий период только на одном энтузиазме азербайджанская диаспора достигла неплохих результатов. Что делать и как быть дальше, чтобы не останавливаться на достигнутом?

Зачастую нашу диаспору сравнивают с еврейской, армянской, и сетуют на то, что, мол, у нашей пока маловато влияния. Безусловно, тут следует учитывать возраст, с которым приходит опыт. Упомянутые диаспоры существуют многие десятилетия. Как следствие, у них большое количество подготовленных кадров, у которых профессия – работать на диаспору. Они получают хорошую зарплату, некоторые даже имеют служебные машины, им оплачиваются командировочные, суточные, премиальные и пр. В среде еврейской диаспоры, к примеру, через различные фонды осуществляется мощная финансовая поддержка разных проектов – обучения языку, оздоровление, изучение традиций и т.п. Короче говоря, есть у них чему учиться.

Думается, что Комитету по работе с диаспорой следует внести некоторые коррективы в свою работу, поскольку определенный этап в процессе формирования диаспорских структур уже пройден. Теперь нужно сосредотачиваться на повышении профессионального уровня руководителей этих общественных организаций. Достичь этого, по мнению автора, можно разными путями.

Во-первых, можно выделить из своей среды наиболее успешных общественных деятелей, организовать региональные семинары, тренинги, на которых изучался бы положительный опыт деятельности на конкретных примерах.

Во-вторых, можно было бы их прикомандировать в менее успешные структуры, где они помогали бы преодолеть трудности становления на местах. В-третьих, можно организовать поездки деятелей диаспоры в такие же организации дружественных народов в разных странах. Можно найти и другие возможности для обучения людей к более активному осуществлению своих функций.

Азербайджанское государство, помимо того, что сегодня делается, может также прямо и косвенно поощрять усиление диаспоры. Не секрет, что нехватка финансовых средств становится мощным тормозом на пути развития диаспорских организаций. Многие проекты ждут своей реализации именно из-за отсутствия денег. Возможно, государство могло бы объявить налоговые льготы для тех бизнесменов, которые оказывают финансовую поддержку диаспоре или найти другой способ поощрять богатых людей вкладывать деньги в её проекты.

Парадоксально, что состоятельные люди в Азербайджане предпочитают дарить недешевые квартиры, подарки певцам и певицам, которые и так мало в чем нуждаются, а дело, предложенное диаспорской организацией и требующее гораздо меньших средств, но имеющее несравнимо большее значение, как для диаспоры, так и для Азербайджана, годами не может реализоваться из-за нехватки средств. Чтобы не быть голословным, приведу лишь один пример. По инициативе Крымской азербайджанской общины одному из скверов в Ялте, считающейся летней столицей Украины, присвоено имя Джалиля Наджабова, командира полка, освободившего город от фашистов. В этом сквере будет установлен памятник герою. Увы, сегодня мы не можем изыскать средства для возведения памятника, который станет напоминанием крымчанам и миллионам туристов, прибывающим в Крым, о роли азербайджанцев в избавлении планеты от фашизма.

Кроме того, следует продумать вопрос поощрения более активного участия азербайджанцев в деятельности диаспорских организаций. Возможно, подчеркиваю, у покупающих в Азербайджане недвижимость представителей диаспоры следует потребовать сведения об оказанной помощи диаспорской организации в местах проживания. Законодательно можно определить статус диаспорских организаций и предоставить им какие-то особые функции, например, чтобы по запросу организации азербайджанские государственные органы давали бы ответы, представляли бы документы, касающиеся представителей диаспоры. Также можно рассмотреть вопрос о предоставлении различных справок консульскими отделами по льготной цене (или бесплатно) по представлению диаспорских организаций.

Должно быть улучшено взаимосвязь и взаимодействие с диаспорскими организациями. Государство, видимо, в лице Комитета по работе с диаспорой, должно проработать выделение грантов на развитие диаспорских организаций, что надлежит проводить открыто и прозрачно, опубликовав информацию о конкурсе в Интернете.

Кроме того, во время заключений межгосударственных договоров, соглашений, можно внести пункт о защите интересов диаспоры, а государственным кампаниям, ведущим бизнес в других странах, направлять какую-то часть своей прибыли на развитие диаспорских организаций.

Также следует организовать международный постоянно действующий азербайджанский бизнес-форум, чтобы бизнес-возможности азербайджанцев в разных странах стали известны в других регионах, и ими могли бы воспользоваться заинтересованные организации и люди.

Азербайджанским средствам массовой информации, особенно, электронным следует уделять больше внимание проблемам диаспоры, освещать их, совместно с ней искать пути их решения.

Изложенные мною тезисы, безусловно, пока лишь мысли, которые нуждаются в обсуждениях, доработках, переработках, фильтрации. Хотелось бы, чтобы накануне третьего съезда азербайджанцев мира, они стали предметом обсуждений, дали импульс для новых идей в развитии азербайджанской диаспоры. Уверен -–при профессиональном подходе, неугасаемом желании, государственной, политической, общественной поддержке азербайджанскую диаспору ждет большое будущее. С действительно заманчивыми возможностями!