Рамиз Фаталиев обратился с открытым письмом к членам Конгресса США

В ночь с 25-го на 26 февраля 1992 года, в одночасье, несколько тысяч мирных жителей Ходжалы были подвергнуты изгнанию со своей исконно родной земли, пленению, а также зверскому бесчеловечному уничтожению со стороны военных формирований соседней Армении и одного российского мотострелкового полка.

Как сообщает AZE.az, письмо опубликовано в аккаунте Рамиза Фаталиева в Facebook.

«Это письмо я написал ровно два года назад.

Никаких иллюзий по поводу того, что оно дойдет до адресата, я не испытывал с самого начала – это видно и из текста.

Так что, если честно, реального толку от него – никакого.

Просто уже давно несколько самых разных людей почему-то настоятельно просят, чтобы я его опубликовал снова. А один из них, – он живет очень далеко от меня, через полпланеты, примерно, – добавляет, ничего мне не объясняя, что важно это сделать именно в социальной сети.

Короче говоря, вот оно.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЧЛЕНАМ КОНГРЕССА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ.

Уважаемые господа!

Я, нижеподписавшийся гражданин Азербайджанской Республики, обращаюсь к Вам сегодня, 26 февраля, в день общенациональной скорби нашего народа по жертвам Ходжалинской трагедии (геноцида) с абсолютно бесперспективной, утопической целью зафиксировать Ваше НЕформальное внимание на этом историческом событии. Ибо ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ с Вашей стороны, – позволю себе такое утверждение, – оно почему-то не фиксируется.

21 год назад я был избран председателем Парламентско-следственной комиссии (по аналогии с комиссией Конгресса) по расследованию Ходжалинских событий. Мы работали практически без перерывов 250 дней и представили парламенту итоги расследования. Упоминаю об этом лишь потому, чтобы Вы могли оценить степень моей информированности по данному вопросу.

Но я далек от мысли демонстрировать сейчас Вам свою осведомленность, оперировать цифрами и фактами, которые, поверьте, даже человека с безупречным здоровьем могут ввергнуть в шоковое состояние, как минимум.

Напомню буквально основное (ибо не сомневаюсь, что Вы в курсе дела). В ночь с 25-го на 26 февраля 1992 года, в одночасье, несколько тысяч мирных жителей Ходжалы были подвергнуты изгнанию со своей исконно родной земли, пленению, а также зверскому бесчеловечному уничтожению со стороны военных формирований соседней Армении и одного российского мотострелкового полка.

Официальное число убитых в ту ночь – 613 человек. (Отвечаю Вам своей головой, что их не менее 700, просто 155 человек числятся пропавшими без вести). Но не буду отходить от протокола. Итак – 613.

А теперь совсем о другом.

Очень многие у нас любят американское кино. Вот и вчера по нашему времени под утро мы смотрели очередную церемонию присуждения «Оскаров». Смотрел и я. Но мысли, не скрою, перебегали в сегодняшний день. И я вдруг вспомнил один Ваш фильм, уже достаточно давний. Не буду утомлять Вас названием, фамилиями именитых актеров, которые там играют, поскольку обязан пересказать сюжет – даже если хоть один из конгрессменов этот фильм не видел.

В одном из южных штатов, – где еще бытуют предрассудки определенного свойства, – двое белокожих мужчин поглумились над школьницей-афроамериканкой и сбросили с моста, покалечив ее и физически, и морально.

Слава Господу, она выжила. Но ее отец отловил этих мужчин и убил. Ему грозит суровое наказание. Адвокат, назначенный на дело – белый. Все двенадцать присяжных – белые. Судья – белый. И это реальный барьер. Адвокат, безупречно подготовившийся к делу, изучивший все тонкости и нюансы, блестяще выстроивший психологический рисунок произошедшего, понимает, тем не менее, что этот НЕформальный, но все-таки барьер, ему не одолеть.

И тогда он совершает шаг, который в юридической практике могут счесть некорректным. В своей защитительной речи он делает основной упор на психологическое, моральное состояние не своего подзащитного, а его пострадавшей дочери, подробно рассказав, что ей пришлось пережить и как это все может отразиться на ее будущей жизни.

А потом, оглядев присяжных, после долгой паузы произносит свою последнюю реплику:

– А теперь, господа, представьте себе, что она – БЕЛАЯ.

И присяжные выносят оправдательный вердикт.

Уважаемые господа!

Уверен, что многие из Вас уже поняли, что я сейчас сделаю.

Я и сам всю сознательную жизнь работаю в кино и, разумеется, знаю разницу между фильмами и реальной жизнью.

Я человек пишущий, а потому очень хорошо знаю цену такому понятию, как сослагательное наклонение.

Но пепел невинно убиенных в Ходжалы и других жертв моего народа уже четверть века бьет в мое сердце.

Поэтому я не могу удержаться. Я сделаю это.

Я скажу Вам:

– А теперь, господа, представьте себе, что эти 613 человек – АМЕРИКАНЦЫ.

С извинением за, возможно, отнятое время и глубоким уважением,

РАМИЗ ФАТАЛИЕВ, кинодраматург

26. 02. 2013. БАКУ».