Рашид Гаджилы: процесс регистрации НПО должен быть одноэтапным и краткосрочным

Директор Института прав медиа обрисовал ситуацию с регистрацией общественных организаций в Азербайджане.

Как сообщает AZE.az, Кабинет министров Азербайджан издал 16 марта 43-й указ, в котором оговаривается процедура переговоров между правительством и зарубежными общественными организациями (филиалами и представительствами) о регистрации этой организации в Азербайджане.

В названии указа упоминается также о закрытии деятельности в стране зарубежных общественных организаций. В указе, наряду с вполне понятными пунктами об обязательном выполнении зарубежными неправительственными организациями законов АР, есть и вызывающие некоторое недопонимание моменты. Данный вопрос в интервью Новости-Азербайджан прокомментировал директор Института прав медиа Рашид Гаджилы:

– В чем причины принятия этого постановления Кабмина?

– Если просмотреть события последних лет в Азербайджане, в области медиа, гражданского общества и отношения к ним государства, можно заметить, что по возможности деятельность зарубежных СМИ в стране ограничивается. Если раньше они просто должны были проходить аккредитацию, то теперь их оборудование должно проходить сертификацию, а сами организации должны быть признаны Министерством юстиции.

Это не что иное, как различные бюрократические препоны, пройдя которые в стране может работать зарубежное НПО. То же касается филиалов зарубежных НПО в Азербайджане – препоны перед ними с каждым днем увеличиваются. Последнее решение Кабинета министров является частью этого процесса.

До недавнего времени филиалы зарубежных НПО легко регистрировались в Минюсте, если это было нужно государству. Многое зависело от активности посольства страны, которой принадлежит НПО, отношений между Азербайджаном и страной. Помню случаи многолетних обращений зарубежных НПО в Министерство юстиции за регистрацией. Теперь придуманы новые правила. Считаю, что правительство не имеет права учреждать такие правила, поскольку это есть прерогатива законодательного органа.

Зарубежные НПО должны обосновать свою деятельность в Азербайджане, объяснить, какая от них будет стране польза. Это чрезвычайно расплывчатый критерий, который легко можно оспорить. Все зависит от желания оценивающей структуры. То же касается требования Кабмина не заниматься религиозной и политической деятельностью. Неясно, что именно в работе НПО будет называться религиозной и политической пропагандой, так как отныне любое действие может быть трактовано как нарушение соответствующего пункта решения Кабмина.

Итогом принятия нового правила будет ограничение притока в страну и деятельности в Азербайджане зарубежных НПО, следовательно, уменьшится приток зарубежных инвестиций в наше гражданское общество. Это приведет в свою очередь к уменьшению возможностей отечественных общественных организаций, ограничит их развитие, остановит процесс демократизации общества. Мы ничего хорошего от решения Кабмина не получим.

Надо понимать, что для контроля и ограничения деятельности НПО, нарушающих закон, существует судебная система. Запрещать работу зарубежной общественной организации заранее, не дав ей обосноваться в Азербайджане, есть ограничительный и бессмысленный фактор, так как пострадает только Азербайджан и его народ.

– В указе говорится, что заявочные документы НПО будут отправляться для рецензии в соответствующие госорганизации. Что это означает?

– Это закрытая, нелегитимная практика, и раньше существовавшая в Министерстве юстиции. Под такими организациями имеются в виду МНБ, в которые документы направляются для проверки. Если речь идет о зарубежной организации, рецензия может запрашиваться в МИД. Возможно, если НПО имеет какое-то отношение к религии, запрос будет отправлен в Госкомитет по делам религиозных общин.

В любом случае, эта процедура незаконна. Должно открыто оповещаться, в чем заключается процедура получения рецензий, в какие сроки, можно ли обжаловать ошибочное мнение рецензента. Для НПО процесс регистрации предусмотрен в 90 дней, но часто срок продлевается, иногда неоднократно. В настоящем же указе сроки вообще не указаны, что даст возможность вести процесс годами. В указе Кабмина налицо нарушение прав НПО.

– Новый указ выводит процесс переговоров между властью и зарубежным НПО на уровень этапа, как очередной барьер перед переходом на следующий этап процесса регистрации. Выводился ли ранее процесс переговоров на уровень процедурного этапа?

– Во-первых, сами переговоры о регистрации являются противоречащими правам НПО и закону, так как о чем можно вести переговоры, если все данные о НПО указаны в их регистрационных документах? Ведь в уставных и прочих документах общественной организации все сказано. Это всего лишь повод для дополнительного усложнения процедуры регистрации НПО.

– По всей видимости, для того чтобы оправдать большое количество жалоб в зарубежные организации по поводу затягивания регистрации зарубежных НПО в Азербайджане, Минюст придумал новый этап – переговорный, как законное средство затягивания процесса регистрации.

– Но это обоснование скоро покажет свою несостоятельность, так как даже проводя переговоры в течение года, в конце концов, придется прийти к какому-то решению. Сколько бы вопросов государственный орган не задал, на все будут ответы. И что придумает Минюст дальше? Процесс регистрации НПО должен быть одноэтапным, краткосрочным.

– В Азербайджане множество СМИ – электронные, печатные, независимые, оппозиционные и провластные. Иногда они переходят из рук в руки, но никогда не сообщается, по какой цене СМИ куплено. Есть ли критерии оценки азербайджанских СМИ на рынке?

– В Азербайджане вследствие отсутствия истинного рынка нет и рыночных критериев. В стране нет фондовой биржи. Оценивание компании происходит в результате двусторонних переговоров, но единых и понятных стандартов оценки нет. То же относится к СМИ. Нет такой биржи, на которой была бы оценена рыночная стоимость газеты. Оставим в стороне телеканалы, которые содержатся сторонними организациями и могут получать телевизионную рекламу.

Газеты же фактически лишены свободного рекламного рынка, поскольку он сильно подвержен политическому давлению и монополизирован. На медиа осуществляется политический пресс, вследствие которого журналисты о чем-то писать могут, о чем-то нет. Телеканалы, выдавшие в эфир недозволенную информацию, могут быть быстро закрыты. В конечном итоге бизнес на прессе невозможен. Значит, не может быть и адекватная продажа СМИ. Прибыльных печатных СМИ в стране практически нет, так как вся прибыль уходит на оплату труда журналистов и текущие расходы редакции.