Расим Агаев: «Франция пошла на поводу сиюминутных политических интересов»

Принятие нижней палатой парламента Франции законопроекта, согласно которому отрицание “геноцида армян” 1915 года в Османской империи является уголовно наказуемым преступлением, вызвало в Азербайджане резкую реакцию на всех уровнях

Мотивы решения французских парламентариев и его возможные последствия в кавказском регионе, а также ряд других вопросов комментирует в интервью Regnum азербайджанский политолог Расим Агаев: “При оценке решения французских парламентариев нужно исходить из следующего: 1. Турция открыла архивы и пригласила ученых со всего мира, в том числе и из Армении, изучить их и, наконец, разобраться, что же на самом деле произошло с армянами в Османской империи в 1915 году. Как известно, армянские историки отказались от предложения. К величайшему сожалению, парламентарии Франции, страны с фундаментальными демократическими традициями, не выслушав мнение своих ученых-историков, пошли на поводу у сиюминутных политических интересов. Армянские голоса во Франции всегда были в цене. Кто-то может возразить, что там живет примерно по полмиллиона армян и турок. Но армяне являются полноправными гражданами Франции, а турки – всего лишь эмигранты. Разумеется, проживающие во Франции турки ни на рабочем месте, ни в быту не будут соглашаться с утверждениями о том, что они совершили геноцид против армян. Таким образом, новый законопроект, в случае его окончательного принятия, превратится в закон, направленный против, прежде всего, турецкой части населения Франции.

2. Принимая такие масштабные решения, затрагивающие интересы целого народа, европейского государства с великими традициями и богатой историей, нужно было исходить из точного определения геноцида, данного ООН после окончания II Мировой войны. Если бы во Франции перед принятием пресловутого законопроекта сделали бы первое и учли второе, то можно было бы говорить о серьезном, не основанном на сиюминутной конъюнктуре подходе к трагедии, которая произошла с армянами, турками, азербайджанцами и курдами 91 год назад в Османской империи. Я думаю, что Франция подала дурной пример. Завтра армянская диаспора не мытьем, так катаньем начнет пробивать аналогичные резолюции и постановления в прочих странах. Вспомните, как она в начале 80-х годов стала вовлекать в оценку событий 1915 года США, Францию, Италию и ряд других государств с одной единственной целью – доказать, что против армян был совершен геноцид. Но если оперировать историческими категориями, то, к сожалению, практически все великие державы на том или ином этапе совершали массовые преследования, убийства по национальному признаку. Например, Италию можно судить за действия Римской империи, стиравшей с лица земли целые народы. Узбекистан – за действия эмира Тимура. А сколько можно спросить с китайцев, поглотивших массу мелких народностей? Или скажем, с американцев, уничтоживших большую часть индейцев, а остальных – споивших и загнавших в резервации? В конце концов, с той же Франции – за убийства сотен тысяч алжирцев и вьетнамцев. Конечно, французы возразят, что они пролили эти моря крови во время ведения войн.

Но и Османская империя вела войну, а армяне, возглавляемые своими генералами, предали ее, перейдя на сторону ее врагов. Я не говорю уже о числе – 1,5 миллиона. Эти цифры взяты из воздуха, они нигде документально не зарегистрированы. Это плод воображения армянских беженцев, публицистов, перекочевавших в опусы историков. Первые “душераздирающие свидетельства” были опубликованы в 1915 году также во Франции. Среди них репродукция знаменитой картины русского живописца “Апофиоз войны”, изображающая гору человеческих черепов, которая выдавалась за факт массового убийства армян. Грубыми, примитивными подделками являлись и многие другие “документы”, тиражировавшиеся многие годы в Париже. Так уж повелось, что во Франции и некоторых других симпатизирующих Армении странах оперируют не историческими фактами, а слухами и непроверенными журналистскими сообщениями. Политики не слушают даже своих серьезных ученых. В той же Франции ряд известных историков призвал парламент отменить закон о признании геноцида армян в 1915 году. Они педалировали в своем обращении на то, что события, случившиеся тогда, не могут быть однозначно оценены и нуждаются в тщательном исследовании”.

Итак, Вы думаете давать политические оценки трагедии 1915 года преждевременно и ее должны изучать историки

Преждевременно и неправомерно. Но, главное в другом. Меня поражает нездоровое отношение самих армян к трагедии 1915 года. Отмечу, что сразу после нее их понять было можно. Они потерпели серьезнейшее поражение, их мечта о создании собственного государства, казалось, была тогда навсегда похоронена. Но закончилась Первая мировая война, была создана сначала Араратская Республика, а потом Армянская ССР. Проходило десятилетие за десятилетием, и вместо того, чтобы дать ранам в памяти народа затянуться, вести его к нормальному, светлому будущему, армянские идеологи все больше называли своих соплеменников мучениками, а цифры потерь неуклонно увеличивались. Так называемые духовные лидеры сначала заразили народ национализмом, затем к этому прибавили синдром жертв геноцида. Сейчас у них под понятие геноцида подпадает чуть ли не любая уличная драка, в которой пострадали армяне. В желании во что бы то ни стало представить свой народ в качестве жертвы геноцида право же есть что-то мазохистское. Это тем более озадачивает, что армянские террористы на протяжении длительного времени отстреливали турецких политических деятелей и дипломатов. К сожалению, внешние силы, которые во всем поддерживают Армению, столь же охотно закрывают глаза на жертвы армянского террора. В результате сами армяне уже не хотят, а может, и не могут остановиться и разобраться, что же они натворили. А ведь они устроили этническую чистку сначала в Араратской Республике, потом в Зангезуре, истребив и изгнав полмиллиона азербайджанцев. Затем под давлением армянства в 1948 году советское правительство приняло решение о депортации азербайджанцев из Армянской ССР. Оттуда было выселено около 200 тысяч азербайджанцев. Кстати, после II Мировой войны в результате притязаний армян на турецкие земли (не снятых до сих пор!) были испорчены на многие десятилетия отношения между Турцией и СССР. Напомню, что в нынешней Армении не осталось ни одного азербайджанца и буквально по пальцам можно пересчитать русских и евреев. Сейчас Армения – единственное на постсоветском пространстве этногосударство. Такая же жестокая этническая чистка была устроена армянами в Нагорном Карабахе и других оккупированных азербайджанских территориях. Политический истеблишмент государств, потакающих ей, исходя из их электоральной составляющей или общей христианской веры, не просчитав последствия, подталкивает ее к новым территориальным завоеваниям, к созданию мифической Армении от моря до моря. А чем чреваты такие попытки присоединения части азербайджанских, грузинских, турецких и российских земель, наверное, объяснять не нужно. И, наконец, посмотрите, что сделали идеологи с психикой армян. Некогда жизнерадостный народ сейчас круглый год вспоминает и отмечает одно траурное событие за другим, живет даже не вчерашним днем, а позавчерашними мифами и грядущими иллюзиями.

С принятием Турции в Евросоюз, Франция уступает ей свое второе место после Германии и вместе с ним часть политического капитала и экономического веса. Не преследует ли Париж сейчас свои интересы, используя события 1915 года в качестве разменной монеты?

Это очевидно. Причем Франция не одна опасается появления в Евросоюзе мощного турецкого государства, которое тут же усилится еще больше. Не будем забывать и об исламском факторе, которым также пугают европейского обывателя. Вспомните, какие препятствия на пути вступления в ЕС чинились Анкаре в течение 40 лет. Сейчас этот процесс только стартовал и, можно быть уверенными, будет всячески торпедироваться целым рядом европейских стран. И несуществующий геноцид армян – одно из самых верных средств для этого. Посмотрите, кто стал в этом году лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Орхан Памук. Причем не за какие-то высокохудожественные достоинства своей книги. Везде подчеркивается другое – “смелость”, которая позволила поддержать идею геноцида ему, этническому турку. Хвалят Памука и за “понимание” курдского сепаратизма. Некоторые силы в Европе не понимают, что заигрывания с сепаратизмом к добру не приводят. Это всегда перекройка существующих международно признанных границ, длительная дестабилизация широких геополитических пространств. За примерами далеко ходить не нужно. Это Большой Кавказ, Россия, Югославия. Уже целый ряд азербайджанских политиков и депутатов выступили с заявлениями о том, что после своей однозначной поддержки Армении Франция потеряла моральное право быть сопредседателем Минской Группы ОБСЕ. Такой же вывод содержится в обращении, подписанном руководителями более 400 НПО. Может ли каким-то образом отразиться на Азербайджане законопроект, принятый нижней палатой французского парламента? Наши политики, как всегда, сильны задним умом. Почему они сначала мертвой хваткой вцепились в кандидатуру Франции? Ведь Армения ни при каких обстоятельствах не допустила бы на эту роль Турцию?! Неужели в Азербайджане не были знакомы хотя бы с признанием Ширака, что “Франция – вторая родина армян”?! Неужели наши “гениальные” политики не могли настоять, скажем, на кандидатуре куда более лояльной Германии? О каком моральном праве может идти сейчас речь? Проведена серьезнейшая политическая акция, направленная не только против Турции, но и всего тюркского мира. Ее нельзя недооценивать. Когда армянская депутация объявила с трибуны Верховного Совета сумгаитский погром геноцидом, даже Горбачев вынужден был обратить внимание “армянских товарищей” на подмену понятий. Генсек объяснил, что стихийные действия толпы нельзя смешивать с целенаправленной государственной политикой. Явные признаки геноцида как раз присутствовали в действиях вооруженных формирований Армении и непризнанной НКР, направленных на истребление мирных азербайджанцев, населявших Ходжалы и другие районы Нагорного Карабаха. Кстати, под эти обвинения Милли меджлис Азербайджана так и не подвел серьезную политико-правовую базу, которая бы возлагала ответственность на армянский агрессивный национализм и сепаратизм. Эта особенность армянской политики давно оформилась в виде политической доктрины, угрожающей международному миру и добрососедству. После подведения политико-правовой базы Азербайджану нужно было бы добиваться принятия аналогичных законов в Турции, Пакистане, других союзнических странах. Однако пока азербайджанская политика в отношениях с Арменией отличается невнятностью. Армяне выстрелят – мы отвечаем, армяне произнесут слово “геноцид” – мы озвучиваем его тоже. В нашей политике нет наступательности. Посмотрите, на днях, будучи в Германии глава Азербайджана сделал заявление о том, что нужно активизироваться, проводить наступательную политику. Но посмотрите, как реализуется эта политическая установка МИД Азербайджана. Последнее его заявление в связи с принятием во Франции вышеупомянутого законопроекта лучше всего иллюстрирует сказанное. Азербайджан должен перейти от неопределенных вялых заявлений к разработке совместно с Турцией действенных мер по защите политических интересов двух народов. Отмечу, что такими возможностями и Азербайджан, и Турция располагают. Теперь по второй части вашего вопроса. Многим в Европе может показаться, что законопроект, принятый французскими парламентариями, не имеет непосредственного отношения к Азербайджану. Это вовсе не так. Армянские стратеги в своей антитурецкой политике целятся во все тюркоязычные государства. И совсем не разделяют этнически турок-османов и азербайджанцев. Сегодня такая политика негативно влияет на международный имидж Азербайджана. А завтра, закрыв вопрос с Турцией, армянское государство и диаспора возьмутся за Азербайджан с тем же рвением и с теми же политтехнологиями.