Президент Саргсян, оказывается, пал, попавшись на удочку коварного интригана Владимира Путина, остановившись перед вратами рая, то бишь ЕС и НАТО.
Как сообщает aZE.az, известный армянский политолог, некогда депутат Верховного совета Армении Игорь Мурадян задался извечным русским вопросом: “Кто виноват?”. А конкретно: кто виноват в том, что его страна превратилась, как он пишет, “в свинарник”, что она осталась вне Европейского Союза и, что особенно тревожит политолога, вне НАТО. Об этом рассказывается в статье на haqqin.az.
Не особо вдаваясь в проблемы несчастий собственной страны и родного многострадального народа, И.Мурадян видит в случившемся козни… Кого бы вы думали, читатель? Турции? Исламского мира? Дружбана русских – Азербайджана? Ни то, ни другое, ни третье! Президент Саргсян, оказывается, пал, попавшись на удочку коварного интригана Владимира Путина, остановившись перед вратами рая, то бишь ЕС и НАТО. Поразмышляв вокруг этой очередной беды армянского народа, И.Мурадян выносит свой приговор несчастному Сержику Азатовичу: “В любом случае, за этот шаг несет ответственность не только президент, но и его команда”.
Приговор не слишком оригинален, хотя и достаточно суров. Можно сказать, сколько существует на постсоветском пространстве политическая оппозиция власти (неважно какой – коммунистической, демократической, откровенно авторитарной, а то и вовсе диктаторской), ее оппоненты только и говорят: «Виноват глава государства и его соратники!»
Вне зависимости от того, что происходит в стране – проиграна ли война, случилось ли землетрясение, или упал метеорит. Вот и господин И.Мурадян не видит своей вины в несчастьях, обрушившихся на его родину. Я ни в коей мере не склонен брать под защиту детоубийцу С.Саргсяна (в чем он сам как-то признался в беседе с интеллигентнейшим британским писателем и журналистом Томасом де Ваалом). Я просто хотел бы напомнить И.Мурадяну и всем солистам из его хора, устраивающим ныне на улицах Еревана акции проклятия своему президенту, которого они еще недавно превозносили, как героя и спасителя Армении, простой факт: всемирная история революций и подобных им народных возмущений не помнит случая, когда один-единственный человек, будь он даже семи пядей во лбу, однажды призвал бы всех к оружию и весь народ, подобно вымуштрованной солдатне, бросился бы за ним спасать отечество.
Не были таковыми ни Гарибальди, ни Пугачев, ни Ленин, ни Сталин. Даже разбойник Стенька Разин выплывал «из-за острова на стрежень» с челнами, забитыми такими же грабителями и разбойниками, как и их главарь, ничуть не заботясь о том, как оценит народ позже их героизм – разбоем, народным восстанием или еще как. Если когда-нибудь удастся учинить беспристрастный правовой суд над перечисленными выше народными героями (революционными вождями), то не очень сложно будет доказать, что выдвижение в лидеры того или иного движения состоялось в результате банального заговора не лишенной тщеславия и политических амбиций более или менее большой группы авантюрных молодых людей, поставивших себе целью захват власти.
Причем, как правило, такого рода авантюристы идеологически подпитываются литературным творчеством народа, во имя спасения которого они крушат царские дворцы и хоромы (вспомните лучшие образцы народного творчества от Робин Гуда до армянских федаинов Арабо и Мхо Шаэна – откровенная романтизация разбойного дела, а то и, говоря по-современному, экстремизма и терроризма).
Впрочем, справедливость велит сказать и о том, что сплошь и рядом эти так называемые оппозиционные группировки, задумывая захват власти, заимствуют различного рода заговорщические теории, рожденные в разные времена в Европе или за океаном, отчего нетрудно доказать непосредственную связь любой радикальной оппозиции с зарубежными спецслужбами. Лучшим примером такого рода национальных революций можно считать национально-демократическое движение в Армении в конце ХХ века.
Все его герои, в том числе и Серж Саргсян, исподволь пестовались армянскими элитами – республики и диаспоры. Живейшее участие в идейном оправдании теории захвата территорий международно признанных государств принимали тысячи террористов типа Монте Мелконяна, оказавшегося в окопах Карабаха непосредственно после незаконного освобождения из парижской тюрьмы. По существу, деятели типа Мелконяна составляют особый элитарный срез армянства (термин, под которым подразумевается как население самого Азербайджана, так и многомиллионная диаспора от России до США). Что же удивительного в том, что за элитами стройными шагами шли сами участники похода за национальной идеей, то есть сам армянский народ. Как в таком случае можно валить вину за фактическое фиаско практической реализации идеи Великой Армении на одного-единственного человека, к тому же комсомольца, коммуниста, главаря бандформирований?
Это же элементарно: каждый герой – представитель элиты, интеллектуальная часть народа, плоть от плоти его, кровь от крови. В противном случае, получается, что народ идет за своими героями, пока те побеждают на полях сражений, а чуть что, начинаются признания вроде мурадяновского, мол, моя хата с краю, это все президент со своей командой.
Не солидно как-то. Ведь ту же самую карабахскую кашу заварили не Саргсян с Кочаряном, ее варили в котлах народных скопищ на Театральной площади в Ереване под непосредственным командованием многочисленных эмиссаров из США, Франции и горбачевских демократов вроде Старовойтовой.
Так что трансформация цветущей Армении в свинарник есть продукт всего армянского народа, ведомого его элитами, интеллигенцией, с упоением подчинявшимися человеку с ружьем с карабахских гор по имени Сержик Саргсян. И ничего нового в том нет.
Об этой склонности народов влюбляться в проходимцев предупреждали еще классики. Вот одно из них, запомнившееся мне еще с юности: «Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие». У меня никогда не было сомнений в том, что армян не случайно всегда считали талантливым, умным и способным на геройские поступки народом. Но такого, что с ними случилось в последнюю четверть века, трудно найти даже в многовековой истории этого народа: за исторически короткий срок – за какие-нибудь двадцать с лишним лет он раз за разом доверял свою судьбу самозваным лидерам, нигде никогда ни в чем не проявившим себя.
Карл Маркс, известное высказывание которого я привел выше, заканчивает свои рассуждения словами, которые словно бы сказаны о нынешних армянах: “Ведь надо еще объяснить, каким образом три проходимца могут застигнуть врасплох и без сопротивления захватить в плен… нацию», числом, добавим от себя, не менее 10 миллионов!
На этом можно было бы поставить точку, если бы не другой важный тезис армянского политолога. Он уверяет своих соотечественников, что причина всех бед Армении кроется в России и русских. Опровергнуть этот довод не составляет особого труда. Ведь последние сто лет – самый плодотворный в истории армян период.
Реализация долгожданной мечты – обретение национального очага (в том числе за счет исторических азербайджанских земель), автономии НКАО, а затем и оккупация ее под видом никем не признанной НКР, благополучие и процветание, какого не знала Армения никогда в своей истории – всем этим она обязана Москве и только ей одной – не США, не Франции, не Англии, хотя самые богатые армяне всегда жили в этих краях.
Нет ни одного лидера армян – от первых большевистских до руководителей последней четверти века – Л.Тер-Петросяна, Р.Кочаряна и С.Саргсяна и иже с ними сонмища политологов и идеологов, которые бы устно и печатно не признавали этого. Так в чем же дело? Дело не в И.Мурадяне. В Ереване нынче зреют иные политические настроения, формируются отряды сторонников нового подхода к меняющейся расстановке сил на евразийском пространстве.
Усиливается точка зрения, согласно которой Россия утратила или утрачивает свое доминантное значение в международных делах, ее ждет финансовый, экономический коллапс, за которыми последует общий крах путинской попытки державной трансформации своей страны.
По мнению одних, Армении следовало бы дистанцироваться от России, а наиболее радикальные, как господин И.Мурадян, исходят из того, что вступление в ЕС и НАТО наилучшим образом отвечало бы перспективным целям Армении. Не стоит спорить о том, кто прав и кто виноват в намечаемой смене политической ориентации. Речь идет вовсе не об ошибке того или иного политика или политолога. Армения следует своей давней политической традиции – менять коней на переправе.
Так она поступила с Византией, когда та стала тонуть под натиском тюрок. Тогда тоже многим казалось, что хитроумные армяне вовремя сменили свою ориентацию с дряхлеющей Византии на молодую и перспективную силу – страну османов. Увы, прошло несколько столетий, и армяне, ведомые новыми героями, разменяли Османскую империю, как тогда казалось, на великую Российскую. Теперь, видимо, пришел черед путинской России.
Не ошибиться бы. Ведь не зря все согласны с другим историческим наблюдением: история любит повторяться…