Действительное положение дел, созданное референдумом в Греции, не столь критическое, как стремятся показать это международные организации, кредитовавшие Афины.
Как передает AZE.az, народ Греции принял историческое для всего Евросоюза решение, высказавшись против ультиматума кредиторов греческой экономики: на прошедшем в стране референдуме 61% граждан сказали требованиям иностранных финансовых институтов "нет". Министр финансов Греции Янис Варуфакис, как и обещал ранее, подал по результатам референдума в отставку. Местные банки, лишенные поддержки Европейского Центробанка, закрыты неделю, страна уже просрочила один из платежей МВФ и находится под угрозой дефолта и выхода из еврозоны.
Что ждет Евросоюз, евро, Грецию и российские проекты в Греции? Об этом "Вестнику Кавказа" рассказали эксперты Владимир Оленченко, Алексей Кокин и Александр Гусев.
Так, старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО (У) МИД РФ Владимир Оленченко заявил, что действительное положение дел, созданное референдумом в Греции, не столь критическое, как стремятся показать это международные организации, кредитовавшие Афины. "Сообщество кредиторов нагнетает эмоциональную напряженность и говорит о том, что произошло нечто непоправимое, так как референдум якобы закрывает все пути для решения проблемы. Переговоры, действительно, зашли в тупик в конце июня, разногласия заключались в следующем. Правительство Ципраса настаивало на том, чтобы долги финансировались двояким образом: частично за счет сокращения социальных статей в бюджете и частично за счет дополнительных налогов для бизнеса, а кредиторы требовали погашать и обслуживать долги преимущественно за счет урезания бюджета", – напомнил эксперт.
"Ципрас в этом плане сделал правильный политический маневр – провел референдум и получил неотразимый аргумент, который можно использовать на любых переговорах с кредиторами: теперь его позиция – это позиция всего греческого населения. Референдум дает ему мандат на отстаивание своей позиции. Тут надо понимать, что кредиторы хотят сохранить лицо. Я думаю, стоит ожидать небольшой период эмоциональных всплесков, когда будут высказываться обвинения в адрес Ципраса и предлагаться различные апокалиптические сценарии, но неизбежно обе стороны будут двигаться в сторону компромисса. Компромисс нужен всем: кредиторам, чтобы быть уверенными, что их долги будут погашены, а правительству Греции – для восстановления стабильности греческой экономики", – пояснил Оленченко.
Эксперт обратил внимание, что пессимистические варианты развития событий, предполагающие выход Греции из еврозоны, по большей части, тиражируются в североамериканских СМИ. "Там почему-то подменяют тему референдума, утверждая, что на самом деле Греция решает, выходить ли из еврозоны. Между тем не было ни одного заявления ни Ципраса, ни Варуфакиса о том, что они собираются отказаться от евро. Это же не просто механическое действие: отказ от евро означает, что его надо заменить какой-то другой валютой. Многие говорят о возвращении к драхме, которая дешевле чем евро – для греческих долгов это означает, что, если их перевести в драхмы, в евро они будут стоить меньше. А в этом никто в еврозоне не заинтересован. Скажем, Германия уже подсчитала, что от перевода в драхмы потери составят для кредиторов порядка 14 млрд евро", – рассказал Оленченко.
"Но и самой Греции это не выгодно. Ей нужно перестроить всю финансовую систему, а для этого требуется юридическое основание. Но ни в Греции, ни в еврозоне в целом не прописан механизм возврата к национальной валюте от евро. Его надо сначала разработать, снова выносить вопрос о выходе из еврозоны на референдум, принимать решение парламента, потом обращаться в Еврокомиссию и ждать решения, на каких условиях это вообще может произойти. По времени это может растянуться на несколько лет, так что проще и разумнее потратить эти годы на то, чтобы помочь Греции организовать экономику таким образом, чтобы она могла погасить свои долги", – заключил старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО (У) МИД РФ.
В свою очередь, старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин выразил обеспокоенность тем, что отчуждение Греции от остальной Европы постепенно нарастает. "Этот референдум точно не приблизит реализацию европейской части "Турецкого потока" и не сделает его более реалистичным. Одобрение Евросоюза в целом и Европейской комиссии в частности, а также подписание конкретных индивидуальных контрактов с потребителями становятся все менее вероятными. Все это лишь привносит дополнительную неопределенность и риски в планы "Газпрома" по строительству европейской части газопровода, которые и без того кажутся достаточно трудноосуществимыми, так как российской компании все труднее убедить потребителей в ЕС, что газовые потоки необходимо перебросить с украинского транзита на греческий", – пояснил Кокин.
Директор Института стратегического планирования и прогнозирования, профессор Александр Гусев подчеркнул, что для самой Греции этот референдум – знаковое мероприятие, сравнимое с первым греческим референдумом 1974 года по отмене монархии. "Спустя 40 лет схожее событие в большой степени определяет дальнейший вектор развития республики на ближайшие 20-30 лет. Референдум показал сплоченность греческого народа: более 60% пришли к урнам для голосования, это беспрецедентно много для Греции, как и 61% проголосовавших против ультиматума кредиторов", – полагает Гусев.
При этом он, в противоположность Оленченко, считает более вероятным отказ Греции от евро. "Наступают важные дни для нового греческого правительства, возглавляемого Ципрасом, дни определения пути развития республики. Скорее всего, он будет связан с постепенным выходом из зоны евро. Греки этим референдумом громко заявили на всю Европу и на весь мир, что они, фактически, не хотят оставаться в зоне евро, чтобы удавка Европейского Центрального банка и МВФ окончательно задушила их. Те пункты, которые предлагались Еврокомиссией по ужесточению экономической ситуации в Греции, конечно, не могли оставить греков равнодушными: они не смирились с тем, что европейцы поставили перед греческим народом проблемы повышения пенсионного возраста, увеличения ставки НДС и налога на доходы физических лиц, сокращения производственного потенциала. Я полагаю, что Греция в ближайшее время покинет зону евро, и европейцы завтра будут обсуждать эту проблему", – ожидает эксперт.
"Последует ли выход из Европейского Союза за выходом из Еврозоны? Думаю, что в ближайший год этого не произойдет, во всяком случае, такое предположение существует. Без евро ослабнут связи Греции с другими европейскими государствами, и в какой-то момент, набрав темпы развития, республика пожелает покинуть ЕС. Тогда, вероятно, Евросоюз встанет перед риском сжаться до 10 европейских государств из старой Европы, скандинавов и тех немногих, что чувствуют себя в союзе благополучно. А за Грецией последуют другие государства: Португалия, Испания, скорее всего, Италия – те, что сейчас имеют колоссальные долги. Госдолг Испании, к примеру, приближается к 1 трлн евро. Поэтому следующими будут выходить на арену европейской истории эти страны, которые тоже озвучат намерения покинуть еврозону и ЕС. То есть то, что происходит в Греции – это первый сигнал к распаду ЕС", – заключил Александр Гусев.