На сегодняшний день в силу допущенных в самом начале переговорного процесса ошибок обсуждение вопросов мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта сведено лишь к его нагорно-карабахскому сегменту.
Это было с самого начала крайне ошибочно. В этом и кроется причина сегодняшнего тупика на переговорах. Пока эта ошибка не будет исправлена, выхода из тупика не будет!
Сегодня, к сожалению, обсуждается только Нагорный Карабах и семь районов, т.е. территория Азербайджана. А территория Армении, где на прoтяжении всего периода с момента переселения армян из Персии нa Южный Кавказ вплоть до конца 1980-х гг. всегда существовали свои «карабахи», почему-то не обсуждается, она оставлена в стороне. Обсуждается Нагорный Карабах, хотя должны обсуждаться два «нагорных карабаха». В этом заключается причина провала всех предыдущих раундов переговорного процесса, и по этой причине будущие провалы также неизбежны. Будет провал за провалом, и пусть никто, в том числе страны-члены Минской группы ОБСЕ, не удивляются. Когда предметом обсуждения является только территория Азербайджана, неудивительно, что каждая из сторон будет хвататься за этот кусок азербайджанский территории и тянуть его к себе: Армения со словами «отпусти», а Азербайджан с ответом «не дам». Так и будет продолжаться, пока не восстановится баланс.
А дисбаланс будет сохраняться и неизменно вести к будущим провалам до тех пор, пока не введут в оборот существенный фактор, о котором все быстро забыли – азербайджанских беженцев из Армении и территорию, на которой они компактно проживали. Они тоже в своем роде «карабахцы» в нарицательном смысле этого слова, но «карабахцы» на территории Армении. Почему они должны быть игнорированы? Неужели для того, чтобы о них вспомнили, Азербайджан должен оккупировать территорию в Армении, на которой они жили до своего изгнания, и создать там второе азербайджанское государство?
Обратите внимание – во всех предложениях посредников речь до сих пор шла только о Карабахе и семи районах. Стоит ли удивляться, что при фокусировании внимания только на этом регионе стороны будут стараться разделить его между собой, что само по себе неприемлимо для Азербайджана, так как речь идет только о его территории. Какие компенсации предлагаются Азербайджану? То, что и без того является нашим? И после этого в мире еще надеются, что добьются согласия Азербайджана на референдум по «независимости» части его территории? Где тот безумец, который на это надеется?
Когда вопрос сведен к одному лишь Нагорному Карабаху и районам вокруг него, компромисс невозможен по определению, так как слово «компромисс» предполагает, что обе стороны должны от чего-то отказаться. От чего еще должен отказаться Азербайджан, когда залезли к нему в карман – от половины содержимого кармана? И от чего отказывается Армения – от того, что и без того не ее? Неужели посредники не понимают, что компромисс при таком подходе невозможен. Пусть Фасье, Брадке и Попов представят такую ситуацию (гипотетически) – какая-то страна выдвигает претензии на Марсель и Нант и оккупирует их, но после долгих переговоров соглашается на «компромисс» и отказывается от Нанта, оставив за собой Марсель. Будет ли это считаться «взаимоприемлимым компромиссом»?
Если мировое сообщество хочет урегулирования конфликта, то должен быть концептуально сменен сам подход к решению конфликта. Азербайджан должен снять предложение о «широкой автономии» и прекратить обсуждение вопросов, касающихся его суверенной территории, без параллельного обсуждения территории Армении. Если сопредседатели при составлении нового документа введут в оборот незаслуженно исключенный фактор азербайджанцев Армении, поставив Ереван перед формулой «просите от Азербайджана для своих соотечественников в Карабахе то, что вы сами готовы дать азербайджанцам Армении», то она моментально отпустит Нагорный Карабах, за который онa пока крепко ухватилaсь, и сосредоточит внимание на своей территории. Зангезур, Восточная Гёйча и долина Араза (Зангибасар), населенные до конфликта преимущественно азербайджанцами (эквивалент карабахских азербайджанцев), станет для Армении сдерживающим фактором.
Повторяем, Азербайджану необходимо дать понять посредникам, что он не намерен более обсуждать с Арменией свою территорию без параллельного обсуждания территории Армении, что будет для Армении холодным душем. Одновременно он должен снять предложение о «широкой автономии» и даже поставить вопрос дальнейшего физического присутствия армян в Нагорном Карабахе в зависимость от возвращения азербайджанцев в Зангезур, Гёйчабасар и Зангибасар. Предложение о широкой автономии с самого начала существенно снизило планку требований азербайджанской дипломатии. Провал в Казани, надеемся, означает также конец Мадридским принципам, после чего можно заново установить свои планки, введя в оборот фактор азербайджанских территорий в Армении и беженцев., без которых бессмысленно дальше вести какие-то переговоры. Посредники должны понять, что иначе компромисса никогда не удастся достичь. Давайте смотреть правде в глаза.
Существуют два варианта решения конфликта так, чтобы никому не было обидно. В обоих случаях девизом Азербайджана должен стать «как вы с нами, так и мы с вами».
Первый вариант предполагает обмен населением. Либо Армения с азербайджанцами, имеющими широкую автономию в вышеназванных областях, и Азербайджан с армянами, имеющими такую же автономию в Нагорном Карабахе, либо же Армения без азербайджанцев и Азербайджан без армян. Разве не справедливо? Пусть кто-нибудь скажет, что это не так. Вышеуказанный девиз Азербайджана предполагает освобождение своей территории от армянского населения по примеру того, как это сделала Армения. Если не хотите этого сценария, то примите обратно 212.000 азербайджанцев вместе с потомками и дайте им аналогичный с Нагорным Карабахом статус.
Второй вариант. Армeния, дабы предотвратить первый сценарий, добивается у международного сообщества признания «самоопределившейся нкр». Допустим, ей удается доказать, что право на самоопределение превыше принципа территориальной целостности. Но тогда и у Азербайджана появятся основания (а после признания «нкр» – и вовсе свежайший правовой прецедент) поступить с Арменией точно так же, как она поступила с ним. Под видом «добровольческой армии самоопределяющихся гёйча-зангезурцев» ВС Азербайджана с разных сторон занимают территорию Армении, равную по площади территории признанной к тому времени «нкр», и обеспечивает самоопределение гёйча-зангезурского народа по карабахской схеме, после чего Баку объявляет себя гарантом безопасности нового государства и добивается его международного признания. Опять же, принцип «как вы с нами, так и мы с вами» не даст никому осудить Азербайджан, так как перед глазами будет пример Карабаха. Крепче всех будет молчать Армения, чьей корове уж точно не следовало бы в ее положении мычать.
Из двух вариантов наименее затратной в плане человеческих жизней является, разумеется, первый. Ста тысячам армян Нагорного Карабаха можно предложить переселиться в оставленные дома более 212.000 азербайджанцев либо на добровольной основе, либо с помощью ВС Азербайджана, которые могут указать им дорогу к «матушке-Армении». Это предложение к карабахским армянам должно поступить в первую очередь от самих сопредседателей МГ ОБСЕ, если они хотят долгосрочного решения конфликта. Если раздадутся критические голоса, мол, нельзя трогать людей и переселять их с насиженных мест, то пусть те же голоса замолвят словечко и об азербайджанцax, изгнаных с насиженных мест в Армении, и позаботятся об их возвращении в родные края. Если же они не в состоянии этого сделать, самое меньшее, что они могли бы сделать, это хотя бы заткнуться! Если можно изгонять азербайджанцев, то можно просить выйти вон и армян. Если армян трогать нельзя, то извольте освободить Зангезур, Зангибасар и Гёйчабасар для возвращающихся азербайджанцев. «Как вы с нами, так и мы с вами».
При такой формуле конфликт еще можно как-то решить на основе компромиссов, так как в обороте появится отсутствующий доселе элемент сдерживания. Вне этой формулы «компромиссы» просто немыслимы. Господа сопредседатели, поймите вы, наконец, это!
Кстати, это поняли англичане в 1918-1919 гг., которые, разобравшись в деталях в ситуации, предложили произвести обмен населением. Есть архивные документы на этот счет, можем привести ссылки.
Что же касается упорства и неуступчивости армянской стороны, то в этой связи также вспоминается то, как поступили ОЧЕНЬ ТЕРПЕЛИВЫЕ англичане после их продолжительных переговоров с карабахскими армянами с целью убедить их признать юрисдикцию АДР. В ходе очередной поездки в Шушу и безуспешной попытки в который раз убедить Национальный совет армян Карабаха признать регион частью АДР, генерал Шатлворф счел, что лимит его дипломатических возможностей истек и он сделал все, что мог. По этой причине он дал понять правительству АДР, что не может более сдерживать Баку от решительных действий. Вернувшись 26 апреля 1919 г. из Шуши в Баку, Шатлворф через три дня рекомендовал правительству АДР предпринять любые действия, которое оно посчитает нужным, для интеграции Карабаха в АДР. Иными словами, дал добро на военную операцию.
Что стало затем – известно. Назначенный АДР и утвержденный генералом Томсоном Генерал-губернатор Карабаха и Зангезура д-р. Хосровбек Султанов быстро привел в чувства сопротивлявшуюся сторону и заставил ее подписать солашение о признании себя частью Азербайджана. Единственной уступкой, на которую, к сожалению, пошли англичане, был вывод Зангезура из состава Генерал-губернаторства, несмотря на его подавляющее азербайджанское большинство. Так населенная армянским большинством горная часть Карабаха осталaсь в составе Азербайджана, и так было положено начало постепенному отходу населенного азербайджанским большинством Зангезура к Армении.
Что стало с азербайджанским большинством в Зангезуре, Эриванском уезде и в восточной части Ново-Баязетского уезда, и азербайджанским населением остальных уездов, вошедших затем в состав Армении, нам всем известно – они были выдавлены из Армении. И что стало с их прямым армянским эквивалентом в Азербайджане – армянами Нагорного Карабаха – также всем хорошо известно: сперва они получили от большевиков автономию, а затем, очистив НКАО от азербайджанцев и согнав население с семи прилегающих районов, Армения решила уменьшить территорию Азербайджана, оставив при этом свою неприкосновенной.
Подведя итог, отметим, что Азербайджан должен прекратить участвовать в переговорах, на которых обсуждается только лишь его территория, и снять чрезмерно щедрое предложение об автономии. А сопредседатели, если они, конечно, хотят долгосрочного решения конфликта, должны поскорее прийти к заключению, к которому почти век назад пришли англичане: в своем следующем (и последнем) предложении, поставленном на стол перед сторонами в ультимативной форме, предусмотреть то, что предложил в двух своих меморандумах (от 21 ноября 1918 года и 7 февраля 1919) британский Foreign Office по части решения карабахского вопроса – армянское население Карабаха должно быть обменено на мусульманское население Эриванской губернии. В случае непринятия ультиматума одной (известно, какой) стороной и перед лицом неуступчивости этой стороны, сопредседатели должны объявить об исчерпании посреднических идей (а, стало быть, и дипломатических возможностей) и сообщить официальному Баку то, что в апреле 1919 года сообщил правительству АДР генерал Шатлворф («зеленый свет»).
Можно перестать думать над другими сценариями и иными вариантами решения конфликта на основе «взаимных компромиссов». ИХ НЕТ!