Родион Исмаилов: нужно снимать кино, а не ждать, когда тебе принесут деньги. Интервью

Репортаж AZE.az с кинофестиваля START и эксклюзивное интервью с известным режиссером, продюссером Родионом Исмаиловым.

Как сообщает AZE.az, в Баку завершился VII Международный фестиваль студенческих и молодёжных фильмов «START», организованный Министерством культуры и туризма, Министерством молодёжи и спорта, и Центром Молодых Кинематографистов «Cinema».

На фестиваль были отобраны 30 фильмов из 16 государств, среди них работы молодых режиссеров из Азербайджана, Германии, Бельгии, Польши, Индии, Украины, России, Ирана, Турции, Грузии, Латвии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Белоруссии и Узбекистана.

Сотрудник Центра молодых кинематографистов «Cinema» Сади Мамедов рассказал AZE.az о фестивале. Он отметил, что фестиваль проводится с 1994 года. Поначалу фестиваль задумывался как эксперимент, и до нынешнего года в фестивале участвовали только студенческие фильмы. В первом фестивале START принимали участие только азербайджанские студенты, однако со второго фестиваля он приобрел статус международного, кинофестивалем заинтересовались режиссеры из ближнего и дальнего зарубежья.

В этом году оргкомитет решил переименовать фестиваль и привлечь сюда молодых режиссеров. Таким образом, START стал фестивалем студенческих и молодежных фильмов.

Судило фестиваль авторитетное жюри в составе: председатель жюри – Явяр Рзаев (Азербайджан), члены жюри – Родион Исмаилов (Россия), Надир Саивяр (Иран), Давид Чаниледзе (Грузия), Айгюн Асланлы (Азербайджан).

Жюри выбрало лучшие фильмы в семи номинациях: лучший художественный фильм, лучший документальный фильм, лучший студенческий художественный фильм, лучший студенческий документальный фильм, лучший экспериментальный фильм, лучший социальный ролик, специальный приз жюри.

В каждой из номинаций победили соответственно: «Вакантное место», режиссер Богдана Смирнова (Украина), «Тропинка начала», режиссер Кавех Бахрами (Иран), «Безымянное растение», режиссер Георгий Гобалия (Грузия), «Отряд», режиссер Глеб Клтшевич (Россия), «Беззвучная комната», режиссер Джан Эрен (Турция), «Торт», режиссер Алан Останин (Украина).

Специальный приз жюри достался Вусалу Наибу (Азербайджан) за фильм «Проснись» и Эльвину Адыгёзалу (Азербайджан) за фильм «В тумане».

Примечательно, что в этом году Гран-при бакинского фестиваля не достался никому. Своими мыслями по поводу бакинского кинофестиваля с AZE.az поделился известный российский режиссер азербайджанского происхождения, член жюри Родион Исмаилов.

– Каждый кинофестиваль оставляет определенное впечатление, скажите, с какими ощущениями Вы покидаете Баку, отсудив кинофестиваль START?

– Этот фестиваль сделан по-кавказски, по-азербайджански, с теплотой, гостеприимством, организаторы заботились о жюри и участниках, проявляли чуткость и внимание.

Были определенные недостатки, но они присущи всем фестивалям. Бакинский фестиваль достаточно молодой. Каждый фестиваль проходит через это, хороший фестиваль – это опыт, это года, самое главное, что организаторы хотят учиться, у них горят глаза, они очень стараются.

– В этом году Гран-при фестиваля не досталось никому, с чем это связано? Жюри не смогло прийти к единому знаменателю, или не оказалось достойного этого приза?

– Мы как-то легко определились с лауреатами по разным номинациям, но не было такого кино, о котором мы могли бы однозначно сказать: вот это лучшее кино, давайте присудим ему Гран-при, поэтому мы решили в этом году Гран-при не присуждать.

– Как Вы расцениваете работы молодых режиссеров с точки зрения профессионального кино?

– На конкурс были представлены достаточно сильные работы, могу отметить работы молодых немецкого и грузинского режиссеров, но это были единицы. Программа фестиваля в целом была слабой, но это не вина организаторов фестиваля. Ухе хорошо, что были эти фильмы.

Фестиваль – работа круглогодичная. Должна обеспечиваться достаточная финансовая поддержка, должен функционировать сайт фестиваля, это позволит улучшить конкурсный отбор. Так режиссеры смогут сами найти информацию о бакинском фестивале в интернете, начнут подтягиваться. Во всем мире так: режиссеры и продюсеры ищут фестивали. Для них это будет новая страна, а для наших ребят – новое кино, больше пространства для отбора.

И конечно, организаторы сами должны ездить по кинофестивалям, на первых порах можно поехать в Киев на фестиваль «Молодость», там есть чему поучиться, посмотреть все изнутри, и потом, там можно отобрать очень хорошие фильмы, которые можно показать здесь молодым режиссерам.

– Какая из представленных на фестивале киноработ особенно пришлась Вам по душе, и почему?

– Те картины, которые пришлись мне по душе, они и завоевали призы в номинациях, и я очень рад, что члены жюри сошлись во мнении.

– Что примечательно, молодые азербайджанские режиссеры, студенты режиссерского и актерского факультетов не были замечены на кинофестивале, чем продиктовано такое отношение, как по-Вашему?

– Тут конечно все очень печально. Во время фестиваля студентов было мало, и они были немного отстранены, чувствовали себя чужаками на этом празднике. Это один из недостатков, но, я надеюсь, со следующего года все изменится. Это недостаток местной киношколы, потому что я не видел ни одного режиссера, ни одного педагога, которые ведут курс. То есть они не проявили интерес, не пришли посмотреть на работы участников. Это огромная проблема.

Если они это не делают, не заботятся, кроме, как о своих делах, ведь все это видят их студенты. Они думают, что если их мастера не ходят посмотреть работы молодых кинорежиссеров, значит так и надо поступать. А ведь так быть не должно. На всех кинофестивалях, в том числе и российских, именитые, маститые режиссеры, известные педагоги приходят посмотреть работы молодых режиссеров из разных стран, ведь кино это движение, это всегда что-то новое, и когда ты учишься сам, то можешь чему-то обучить и другого.

– Каким Вы видите будущее азербайджанского кино, как сохранить в современной киноиндустрии свой почерк, ведь сейчас кинотрадиции настолько сместились, ассимилировались, что возникает угроза потерять свои отличительные особенности, свои традиции, как не допустить этого?

– Вы знаете, я думаю, что в этом смысле нам надо ориентироваться на Иран, снимать свое кино, не пытаться снимать коммерческие фильмы. Пока мы находимся в поиске, смотрим туда, смотрим сюда, ищем. Нужно больше снимать.

Можно поначалу писать коряво, но со временем, чем больше пишешь, тем лучше почерк. Поэтому нужно больше снимать, нужно двигаться, мы найдем в итоге свой почерк. Мы придем к тому, что у нас будет азербайджанское кино, и любой зритель, посмотрев его, скажет, да, это азербайджанское кино.
Мне кажется, что в этом смысле нужно перенимать опыт Ирана. Надо опираться на более жизненные мотивы, например, отношения между мужчиной и женщиной, семейные отношения, противоречия в обществе, человеческие сюжеты, те, которые сразу западают в душу.

Кино нужно делать хотя бы ради престижа страны, чтобы страна была представлена на международных кинофестивалях. Знаете, во многих странах руководители борются за возможность участия своей страны в престижных кинофестивалях, а у нас, в Азербайджане этого нет, к сожалению.

У нас потом, когда фильм добьется чего-то, все с гордостью говорят, это наш, азербайджанский фильм, а ведь режиссеру нужна поддержка на момент создания фильма, а не потом. Вот в чем проблема.

– Многие молодые режиссеры сетуют на то, что им не хватает финансовых средств для съемок фильмов?

– Вы знаете, это в некотором смысле лукавство. Главное, желание. В мире проводятся даже фестивали фильмов, снятых на мобильный телефон, там вообще никакой бюджет не нужен. Если ты талантливый человек, то вокруг тебя собирается коллектив единомышленников. А сетование на недостаток средств, это просто отговорки, это все от лентяйства. Если есть идея, собери вокруг себя друзей, и сними кино.

Мой первый фильм, который я продюссировал, был малобюджетный, но мы смогли сделать полноценный художественный фильм, я договорился с актерами, они не получали денег за работу, но я обеспечивал их едой и транспортом. То есть средств было очень мало, но мы сняли фильм – «Железная Пята Олигархии». И этот фильм был признан лучшим на Роттердамском фестивале, получил приз кинокритики на Венецианском фестивале, то есть это был фильм, снятый за очень малые деньги, но мы смогли достичь успеха, при чем только на инициативе, на желании. Ну почему тогда это не сделать здесь?

Я к тому, что нужно очень хотеть снимать кино, а не ждать, когда тебе принесут деньги. И, самое главное, нужно уметь делать кино. Можно и за миллион сделать кино, но оно будет никому не нужно.

– Расскажите о своих планах, Вы говорили об идее снять кино о Баку…

– Мои планы снять фильм о Баку в силе, картина будет связана с культурой Баку, ведь это город многонациональный, город очень музыкальный. Буквально из каждого окна звучит музыка, причем на разных языках, разных народов, разных жанров. Я хочу раскрыть, что стоит за всем этим, структурировать жанры, разложить их по полочкам, что называется.

Это будет не этнографический фильм. Я хочу показать некую противоречивость, ведь Азербайджан мусульманская страна, хоть и светская, и здесь такой контраст: западных веяний и мусульманских традиций. Я хочу показать этот контраст, музыкальную культуру, причем не только мугам, но и бакинский джаз, а также другие направления.

Я буду участвовать в Таллинском Black Nights Film Festival, там в Black Market Industry Screenings отобраны всего 8 фильмов из стран Балтии, Центральной и Восточной Европы, России и Средней Азии. И мой фильм «Кочевье» включен в программу. Туда съедутся дистрибьюторы, продюсеры из многих стран. Надеюсь, что получу выгодные предложения.

– Спасибо за интервью