Российский рынок чая близок к насыщению. Производители пытаются нарастить продажи за счет уникального ассортимента, однако в основном перспективы компаний сегодня связаны с освоением внешних рынков.
Расширять продажи российским компаниям становится все сложнее: последние несколько лет спрос практически не растет — ежегодный прирост не превышает 2–3%, прежде всего за счет увеличения стоимости продукции. В связи с этим конкуренция среди игроков усиливается, компании ужесточают маркетинговую политику и пытаются развиваться за счет продвижения российского чая в другие страны, сообщает AZE.az со ссылкой на российские СМИ.
По подсчетам ассоциации «Росчайкофе», по объемам потребления Россия занимает четвертое место после Индии, Китая и Турции. При этом РФ – импортер чая номер один в мире с ежегодными закупками порядка 180 тыс. тонн. Из них на внутреннее потребление приходится около 170 тыс. тонн, а оставшиеся 10 тыс. тонн идут на реэкспорт, преимущественно в страны СНГ.
«Сейчас в отдельных регионах Китая идет увеличение стоимости сырья. Если килограмм чайного сырья за 2–4 доллара, которое используется для пакетированных чаев, может совсем не подорожать, то элитные чаи сдвинулись по ценам как минимум на 10 процентов. Например, по сравнению с прошлым годом белый чай подорожал на 30 процентов», — рассказывает титестер сети чайных магазинов «Унция» Александр Цейтлин. «Минимумы этого года по ценам уже выше, чем минимумы прошлых лет», — согласен с ним исполнительный директор Московской чайной фабрики Александр Шульгин.
По его словам, с начала кризиса до настоящего времени цены на чайное сырье растут постоянно, и причины не обязательно связаны с неурожаем. Так, в Китае и Индии идет укрепление национальных валют по отношению к доллару, а в некоторых странах на повышение стоимости сырья влияют агрессивные закупочные кампании крупнейших чайных корпораций.
Многие чайные компании видят перспективы дальнейшего развития в экспорте. «В ближайшие пять-семь лет российские операторы будут постоянно увеличивать потоки продукции в другие страны. У России есть перспективы стать крупнейшей мировой державой по производству чая», — прогнозирует Рамаз Чантурия, генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе.
Схожего мнения и Игорь Лисиненко, генеральный директор компании «Май»: «В Советском союзе только импортировали чайную продукцию, а мы — экспортируем. Все знают, что наша страна всего пять-семь лет назад начала поставлять на внешние рынки зерно, меньше двух лет вывозит куриное мясо, а про чай почему-то молчат, хотя мы экспортируем его уже более десяти лет и наши объемы ежегодно увеличиваются».
Действительно, Россия, имея мощную собственную базу по переработке чая, способна стать крупным региональным оператором. Уже сегодня лидеры рынка направляют значительные объемы в Казахстан, на Украину, в Белоруссию, Молдавию и другие страны ближнего зарубежья. Чайное сырье в странах СНГ практически нигде, кроме Азербайджана, не производится.
Но и в Азербайджане собственное производство, по данным экспертов, составляет всего 3 тыс. тонн, это не позволяет покрывать растущие потребности соседних государств.
Что до стран дальнего зарубежья, прежде всего США, Германии, Израиля, то туда российские компании активно везут чай, в основном для бывших соотечественников.
Кроме того, Россия выступает не только крупнейшим импортером, который закупает чайное сырье для дальнейшей переработки и занимается реэкспортом, но и сама имеет чайные плантации. Конечно, похвастаться большими объемами Россия не может – в Краснодарском крае производится всего 280–300 тонн чая, что составляет 0,17% от потребностей внутреннего рынка.