Российский академик: нефтегазовая отрасль – кормилица Азербайджана

«Географическое положение и история приведут к созданию единого экономического пространства на Кавказе», считает российский академик.

Как сообщает AZE.az, в гостях у "Вестника Кавказа" директор Института нефтехимического синтеза Российской академии наук, академик Саламбек Наибович Хаджиев.

– Саламбек Наибович, каковы возможности России в сотрудничестве в сфере энергетики с Турцией, с Азербайджаном в связи с ухудшающимся международным климатом, в связи с событиями на Украине?

– Мне кажется, что с Турцией у России налаживаются прекрасные связи. Исторически сложилось, начиная со времен Ататюрка, когда Турция и Россия шли вместе по многим вопросам. Сотрудничество в области углеводородной сферы с Турцией будет расширяться все больше и больше. Это страна с бурно растущей экономикой, она нуждается в энергоресурсах, это наш фактически ближайший сосед по Черному морю.

Что касается закавказских стран, там чисто политические проблемы.

Если бы не было этих политических проблем, связанных с многовековой историей этого региона, то, конечно, сотрудничество там было бы большим. Проблемы с Грузией, связанные с автономными республиками. Я даже не мог себе представить, что люди, которые говорили, что им хочется создать свое грузинское государство – и это было справедливое требование, – вдруг решили, что они не позволят то же самое сделать осетинам и абхазам. С какой стати?

Я себе такого представить никогда не мог, что они будут так себя вести, потому что, если ты хочешь создать, то почему твой младший товарищ или брат не должен то же это делать? Почему ты ему хочешь мешать? И Россия пришла защищать. Я такое представить не мог на Кавказе тем более, потому что там все люди себя равными считают.

Есть еще не нами созданная, но историей – проблема Азербайджана и Армении, которую, к сожалению, разрешить тоже в ближайшее время невозможно. И все же оглядываются на Россию: что делать? Политика сильно влияет, но со временем, я думаю, там большое совместное экономическое будущее.

– Политика отойдет на второй план?

– Само географическое расположение, вся история, все это приведет к тому, что будет единое экономическое пространство. К этому мы неизбежно придем, если хотим развивать свои страны, свои народы.

– А иначе не получается?

– Иначе получится, но похуже, а вместе – это получше. Не случайно объединялись территории, не просто так, и сохранялись. Есть некое понятие экономических кластеров. Хороший современный кластер – это от 300 до 500 миллионов человек, как Европа, как Америка. Этот кластер здесь возникнет на базе бывшего Советского Союза, неизбежно возникнет.

– Сегодня наблюдаем экономические трудности в странах Южного Кавказа: и в Армении, и в Грузии. Но то, что касается Азербайджана, вам, наверное, знаком нефтепромышленный комплекс этой страны? Как вы его оцениваете?

– Азербайджан, надо отметить, вообще, в области углеводного сырья имеет очень серьезные традиции, очень серьезные научные школы, инженерные кадры. Это динамично развивающаяся отрасль, кормилица Азербайджана. И я вижу для них большое будущее. При этом понятие "сели на иглу" – пустое понятие. Надо представлять, на что страна будет жить. На что Германия живет? Она продает машины разные, автомобили, тракторы, токарные станки – это их умение. На что Швейцария живет? Банки, например, шоколад, прекрасное лабораторное, исследовательское оборудование. Все должны что-то продавать.

Мы делаем прекрасное оружие, мы вообще вторые в мире по объему экспорта оружия, и при том прекрасного оружия. Ну и плюс ресурсы. Все это нормальное развитие государства.

– Вы согласны, что тема нефти – одна из самых важных в вопросах мировой геополитики?

– Да, она остается одной из главных проблем в мировой политике и серьезно влияет на мировую экономику. Политика – это концентрированное выражение экономики.

– В чистом виде.

– В чистом виде, поэтому нефть очень сильно влияет на мировую экономику. Но кроме того, на мир сильно влияют социальные проблемы. Сейчас все говорят об исламских странах, о терроризме, особенно об "Исламском государстве". Вы молодые, не очень помните, но в 1970-1972 годах весь мир говорил о терроризме в Латинской Америке. Там возникали террористические организации, которые взрывали универмаги в Америке. Тогда Латинская Америка проснулась, перешла к активной жизни. Мир научил их, как жить, помог им с экономикой, вложил туда деньги, так постепенно стабилизировали Латинскую Америку.

Сегодня к активной жизни проснулись исламские страны. Там богатых 5-6 стран, а все остальные – бедные. Они просят свое место в этом мире.

Когда это закончится, будет следующий, уже "черный" терроризм. Проснется Африка, она тоже потребует своего места. Она нам еще припомнит рабство, она белым будет много чего припоминать. И нам придется их как-то приводить к нормальной экономической ситуации, помогать им, думать, решать их экономические и политические вопросы. Все это возникает не на пустом месте. Идут колоссальные социальные сдвиги.

– Саламбек Наибович, вас очень часто просят сделать прогноз по поводу мировых цен на нефть, и мы тоже предлагаем вам поразмышлять немножко над этой проблемой.

– Точный прогноз никто не составит, но, думаю, цена будет находиться в интервале между 50 и 70 долларов за баррель. Тем американцам, которые за сланцевую нефть борются, нужна цена выше 70 долларов, а тем американцам, которые добывают на Ближнем Востоке нефть, нужна цена не ниже 50. Вот их война.

– Заговора против России нет?

– А это невозможно сделать просто! Мир настолько сейчас разнообразен, интересы слишком разные. Есть интересы мощнейших экономических группировок. Эти группировки не привязаны к конкретной стране. Они сегодня в мире за нефть воюют. За цены нефти и за все остальное.

– У них есть свои политики во власти?

– Конечно, у них есть свои политики во власти, у них есть свое понимание власти, и у них есть свое влияние естественно на власть. Это правда. Политика всегда зависела от экономики и наоборот.