Российский аналитик: за каспийскую нефть конкурируют крупнейшие потребители

Нефтепроводы Каспия рассматриваются в погоне за увеличением экспорта.

Как сообщает AZE.az со ссылкой на портал «Восточный нефтепровод», известный аналитик Виктор Марков, сотрудник крупной инвестиционной компании «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» комментирует ситуацию, складывающуюся вокруг энергоресурсов Каспийского моря и их транспортировки на европейские и восточные рынки.

Эксперт отмечает, что Каспийский регион обладает большими запасами нефти, поэтому транспортировка сырья становится важной задачей для прикаспийских стран – производителей нефти. Транспортные маршруты всегда пытаются прокладывать с наименьшим риском и минимальными затратами. Однако строительство нефтепроводов является не только экономической, но и политической задачей, поскольку построенные маршруты на десятилетия вперед определяют геополитическую ситуацию в странах-транзитерах.

По словам эксперта, прокладка нефтепроводов является инструментом большой политики, а решения об их строительстве принимаются на самом высоком политическом уровне. При строительстве нефтепроводов существует конкуренция не только между производителями нефти, но также между потребителями углеводородов. Сегодня за каспийскую нефть конкурируют крупнейшие потребители, прежде всего Китай, Евросоюз и США.

В последние годы сильным игроком на нефтяном рынке в Каспийском регионе становится Казахстан, добыча которого в 2010 году составит около 81 млн. тонн, в 2015 году – около 100 млн. тонн, а в 2020 году – 130 млн. тонн черного золота. Запасы нефти в Казахстане составляют 6,5 млрд. тонн. Другим важным производителем каспийской нефти является Азербайджан, который планирует в 2010 году выйти на уровень добычи – 52 млн. тонн.

По его словам, по мере увеличения добычи нефти в Казахстане возникают проблемы с транспортировкой сырья, а так как транзитные маршруты имеют геополитическое значение, то Астане приходится маневрировать между Китаем, Россией и Западом. Поставки нефти из Казахстана в Китай осуществляются по нефтепроводу «Атасу – Алашанькоу»: нефть в Поднебесную поставляется с месторождений Центрального Казахстана. Объемы поставок нефти по трубопроводу составляют 10 млн. тонн. Для Астаны Пекин является важным импортером, поскольку сегодня китайская экономика вторая в мире. В дальнейшем вес Китая в мире будет только возрастать, а потребление углеводородов – увеличиваться.

Другим маршрутом поставок нефти из Казахстана на внешние рынки является транзит черного золота через Россию. По нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума нефть с месторождений Западного Казахстана прокачивается до Новороссийска, а далее на мировые рынки. КТК позволяет транспортировать около 30,5 млн. тонн нефти в год, включая 6 млн. тонн российской нефти. Россия заинтересована в работе нефтепровода, поскольку это позволяет Москве зарабатывать средства на транзите сырья, а также влиять на перераспределение углеводородов из Каспийского региона. В декабре 2009 года акционеры КТК утвердили план по расширению нефтепровода до 67 млн. тонн, отмечает аналитик.

Другим транзитным маршрутом казахстанской нефти через территорию России является нефтепровод «Атырау – Самара». По нефтепроводу прокачивается около 17 млн. тонн казахстанской нефти по системе «Транснефти» в порты Одесса, Приморск, Новороссийск и по системе «Дружба» на рынки Северо-Западной, Центральной и Восточной Европы.

По мнению Виктора Маркова, для поставок азербайджанской нефти на мировые рынки летом 2006 года был построен нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан». Мощность трубопровода составляет 50 млн. тонн. По трубопроводу прокачивается азербайджанская и казахская нефть. Сырье из Казахстана поступает танкерами через порт «Актау» в Баку. Поставки нефти из Казахстана для БТД составляют 10 млн. тонн. Для сокращения издержек поставок нефти по морю в дальнейшем предполагается удлинение нефтепровода до Казахстана по дну Каспийского моря. Для США нефтепровод БТД стал альтернативой поставкам нефти из стран Персидского залива.

Казахстан, как и Россия, придает большое значение российскому маршруту и рассчитывает на расширение КТК до 67 млн. тонн. При этом объем казахстанской нефти может составить 52,5 млн. тонн. Сегодня у Астаны устойчивые экономические и политические отношения с Москвой, поэтому в дальнейшем российское направление для Казахстана должно оставаться приоритетным.

9 декабря 2010 года Россия, Белоруссия и Казахстан сформировали базу для Единого экономического пространства. После создания ЕЭП отношения между Россией и Казахстаном будут укрепляться, что позволит отодвинуть планы по удлинению нефтепровода БТД по дну Каспийского моря на более поздний период и перенаправить казахстанскую нефть по КТК. Успех расширения КТК во многом будет зависеть от строительства нефтепроводов «Самсун – Джейхан» и «Бургас – Александропулис», поскольку по этим маршрутам казахстанская и российская нефть должна экспортироваться на международные рынки в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы.

Как считает аналитик, в последнее время с планами строительства нефтепровода «Бургас – Александропулис» возникли трудности, поскольку болгарское руководство тормозит проект, ссылаясь на экологические проблемы. Окончательное решение еще не принято, и здесь не обошлось без большой политики. Начать строительство трубопровода «Самсун – Джейхан» Турция планирует во второй половине 2011 года. В строительстве нефтепровода «Самсун – Джейхан» могут принять участие «Транснефть» и «Роснефть».

На китайском направлении Казахстан рассчитывает на увеличение пропускной способности нефтепровода «Атасу – Аланьшкоу» до 20 млн. тонн. В перспективе Китай останется важным импортером нефти, ведь это сосед Казахстана. Азербайджан также планирует расширение БТД, и для заполнения дополнительных мощностей тоже потребуется казахстанская нефть.

Конкуренция за транзит и потребление нефти из Каспийского региона будет только возрастать.