Российский блогер: во многих странах, и в России, распространена очень односторонняя проармянская позиция

Вниманию «благодарных» армян: в ХIХ веке 29 армян удостоились самого высокого государственного звания паши. В империи было двадцать два армянских министра, включая министра иностранных дел, министра финансов и торговли. Тридцать три армянина избирались в парламент, сформированный в 1826 году, семь армян были послами, одиннадцать – консулами.

Как сообщает AZE.az, к счастью, не все в России безоговорочно верят тому, о чем армянская пропаганда и проплаченные агитаторы рассказывают.

Блогер Виктория Прудникова на страницах одного из российских Интернет ресурсов убедительно развенчивает миф о «геноциде» армян.

«В те годы была жестокая война. И турки убивали армян, и армяне турок. Были зверства и огромные жертвы с обеих сторон. Это был не геноцид, а взаимная резня. Осуждать надо действия и турок, и армян. К сожалению, во многих странах, в том числе и у нас, в России, распространена очень односторонняя проармянская позиция.

Люди предпочитают верить мифам, сочиняемым для них опытными и изощренными манипуляторами, а не реальным фактам. Подобное можно легко проследить и в вопросе геноцида.

Под понятие “геноцид”, если копнуть историю, то можно подвести любой народ. Нам, русским, тогда надо предъявить претензии монголам, татарам, французам, немцам особенно и т.д.
А в армянском вопросе это был не геноцид, а жестокая обоюдная резня, как со стороны армян, так и со стороны турок. Данные армян о полутора миллионах убитых очень сомнительны, хотя бы потому, что и настоящее время на северо-востоке и на востоке Турции проживает 1,5 – 2 млн. людей с армянскими корнями. Среди хемшилов, мусульман-алевитов, курдов и лазов очень много скрытых армян, которые знают о своём происхождении. И живут эти люди там, где проживали и сотни лет назад.

Некоторые пропагандисты ради подтверждения своих обвинений в “первом геноциде современности” бессовестно лгут, заявляя, что турки всегда жестоко обращались со всеми немусульманами, в том числе и с армянами. Ведь иначе им просто нечем объяснить тот неоспоримый факт, что оба народа на протяжении столетий прекрасно ладили друг с другом, а потом вдруг турки ни с того ни с сего якобы “озверели” и начали резать всех армян подряд.

Многочисленные исторические свидетельства говорят о том, что в Османской империи к народам различных вероисповеданий относились с беспрецедентной терпимостью, вытекавшей из философии, основанной на сострадании и уважении общечеловеческих ценностей, созданной такими великими мыслителями, как Юнус Имре и Джалаледдин Руми.

В Османской империи на протяжении долгих лет армянская община росла и процветала благодаря свободе, дарованной им султанами. Армяне внесли солидный вклад в турецко-османскую культуру, образ жизни и систему управления государством. Они пользовались особым доверием султанов, и их даже прозвали “верной общиной”. Османские армяне были богатыми банкирами, торговцами и промышленниками, некоторые из них даже занимали высокие посты в правительстве. Так, в ХIХ веке 29 армян удостоились самого высокого государственного звания паши. В империи было двадцать два армянских министра, включая министра иностранных дел, министра финансов и торговли. Тридцать три армянина избирались в парламент, сформированный в 1826 году, семь армян были послами, одиннадцать – консулами.

Гарантированные свободы и великая терпимость Османской империи в отношении немусульман были настолько широко известны в Европе, что империя султанов превратилась в убежище для всех, кто спасался от религиозных и политических преследований, начиная с тысяч евреев, спасшихся там после изгнания их из Испании в 1492 году. Евреи также бежали в Османскую империю от постоянных погромов в Восточной Европе и России. Находили приют у османов и католики с протестантами, причем они часто поступали на службу к султанам и участвовали в военной и правительственной жизни страны. Многие политические беженцы в период реакции в Европе после революций 1848 года тоже искали и находили приют в Османской империи. И после октябрьской революции многие приютились именно в Стамбуле.

Таким образом, всякие разговоры о жестоком обращении с немусульманами и, в частности, с армянами, совершенно беспочвенны и не подтверждаются реальными историческими фактами. Как писал английский историк Филипп Маршалл Браун, которого трудно заподозрить в необъективности и протурецких симпатиях: “Несмотря на свои великие победы, турки щедро предоставляли всем народам покоренных стран право на самоуправление по своим собственным законам и традициям”. А всем известный философ Вольтер, между прочим, указывал: “Турки научили христиан умеренности в мире и кротости в победе”.

Надо прямо сказать, что к возникновению “армянского вопроса” приложили “руку” как царская Россия, так и западные державы – Англия и Франция, стремившиеся под маской защитников христиан к разрушению Османской империи и усилению своего влияния на принадлежавших ей территориях. Так, ради того, чтобы установить контроль над Средиземноморьем и иметь доступ к открытым морям, Российская империя поддерживала националистические амбиции подданных султана из числа христианских народов, в частности тех, с кем она разделяла общее православное религиозное наследие – греков и славян на Балканах, а также армян.

Русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.) пробудила мечты армян о независимости. В 1880 году в Восточной Анатолии образовалось несколько армянских революционных групп. Однако они имели мало влияния, поскольку армяне по-прежнему жили в мире и процветании и не имели никаких реальных претензий к османской администрации. Поэтому спустя несколько лет армянские националисты перенесли центр своих организаций за пределы халифата: комитет “Хунчак” был учрежден в Женеве в 1887 году, а комитет “Дашнак” – в Тифлисе в 1890 году. Обе организации считали, что “агитация и террор способствуют поднятию духа народа”.

Есть немало произведений, авторы которых проводят параллель между армянским и еврейским геноцидами, стремятся идентифицировать оба эти события. По моему мнению, таким способом невозможно понять характер и особенности геноцида. Резня армян не преследовала цель ликвидации армянской расы. Главная цель турецких правящих кругов состояла в том, чтобы в момент, когда был поставлен вопрос “быть или не быть турецкой нации”, снизить численность армянского населения до минимума, чтобы оно больше не могло угрожать турецкой государственности, и спасти оставшуюся часть территории. В некоторых источниках, встречается утверждение, что определяющим фактором в геноциде стал турецкий расизм. Я придерживаюсь противоположного мнения.

Турки защищали свое существование, свой народ от полного истребления, защищали свою родину, культуру, историю, тысячелетнюю государственность».