Российский депутат: никаких сдвигов в карабахском урегулировании не произойдет

Мне кажется, что в ближайшее время в карабахской проблеме никаких изменений не произойдет.

Там примерно все останется как и сейчас, поскольку не изменилась принципиально политическая ситуация, – сказал Сергей Марков.

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АПА, депутат Государственной Думы РФ, директор Института политических исследований, российский политолог Сергей Марков прокомментировал ситуацию в регионе в связи с визитом премьер-министра Турции в США и сделанных им политических заявлений.- Каких результатов следует ожидать от американо-турецких переговоров в Вашингтоне?

– Мне кажется, что американо-турецкие переговоры являются прежде всего попыткой руководства и США, и Турции, во-первых, скоординировать свою политику в ближневосточном регионе, который является очень тревожным в связи с тем, что происходит в Ираке, с формированием независимого Курдистана, развитием ядерной программы Ирана, возможностью начала войны между Израилем и Ираном.

Все это очень тревожит Турцию и она вместе с США должна координировать свою политику в этом регионе, тем более, что у них там есть огромные противоречия.

Есть и более широкая проблема.

Связана она с тем, что Турция постепенно, но неумолимо выходит из-под влияния США.

На протяжении последних пятидесяти лет США решали проблемы для Турции и были гарантом ее безопасности и стабильности, то последние 8-10 лет США все меньше решают проблемы Турции, все больше их ей создают.

Из таких проблем – вторжение в Ирак, жесткая позиция по отношению к Ирану, которая вынуждает Иран создавать ядерное оружие.

По сути дела, Джордж Буш убил Саддам Хусейна, у которого не было ядерного оружия, но США ведут переговоры с Северной Кореей, у которой есть ядерное оружие.

И какой из этого вывод должны сделать иранцы?

Они считают, что если у нас будет атомная бомба, у нас все будет нормально, а если ее не будет – нас будут бомбить, а руководство Ирана казнят.

Все это создает проблемы.

И Турция выходит из-под влияния США.

Но США стараются приостановить этот процесс.

С другой стороны и Турция хочет сделать процесс дистанцирования и выхода из-под влияния США не радикальным, а медленным, аккуратным, спокойным и управляемым.

На наших глазах рождается новая Турция, которая является еще недооцененной страной.

И мы в России рассчитываем на максимально хорошие отношения с этой новой Турцией, вплоть до включения Турции в единый Таможенный союз, в который входят Казахстан, Россия и Беларусь.

Я думаю, что именно в рамках этого союза Турция наибольшим образом может реализовать возможности для своего экономического развития.

И объективный, реалистический путь евроинтеграции Турции заключается не в том, чтобы ломиться в наглухо закрытую для нее дверь Евросоюза, а обойти ее сбоку и через максимальное сотрудничество с Россией, Украиной, Казахстаном и Беларусью, другими странами постсоветского пространства, добиться опережающих темпов развития и постепенного создания единой большой Европы.

– Важным компонентом диалога Обама-Эрдоган был нагорно-карабахский конфликт и прозвучавшие там заявления по данному вопросу.

Способна ли та самая новая Турция послужить катализатором подвижек в армяно-азербайджанском урегулировании?

– Мне кажется, что в ближайшее время в карабахской проблеме никаких изменений не произойдет.

Там примерно все останется как и сейчас, поскольку не изменилась принципиально политическая ситуация.

Да, наблюдается улучшение отношений между Турцией и Арменией, но приведет ли это к тому, что Турция сможет сыграть более значительную роль?

Пока еще этот вопрос остается открытым.

Будет ли это способствовать сближению позиций или их дисполяризации?

Этот вопрос еще не очень ясен.

Пока позиции Азербайджана и Армении по отношению к нагорно-карабахской проблеме настолько далеки друг от друга, что я не вижу реалистичных путей сближения в ближайшее время.

Рано или поздно эта проблема будет решена, как и решаются все проблемы.

Но еще слишком многое должно измениться и слишком много должно быть сделано, чтобы эта проблема была решена.