Российский эксперт: с началом боевых действий в Нагорном Карабахе возникнет масса проблем

Глава Центра военного прогнозирования России рассказал о том, как стал персоной нон-грата в Азербайджане.

Как сообщает AZE.az со ссылкой на “Эхо”, позиция Азербайджана по вопросу незаконного, несогласованного с азербайджанской стороной посещения оккупированных территорий страны является принципиальной: “Любой визит на оккупированные территории Азербайджана является незаконным. И люди, совершившие подобный визит, будут включены в список нежелательных лиц”.

Такая позиция МИД Азербайджана уже давно не является ни для кого новостью. Тем не менее это не мешает благополучному пополнению списка со стороны самых различных лиц. Персоной нон-грата в Азербайджане с июля этого года объявлен и глава Центра военного прогнозирования России, доцент факультета мировой политики МГУ Анатолий Цыганок. 19 июля Анатолий Цыганок посетил т.н. “президентские выборы” в Нагорном Карабахе, после чего и попал в список нежелательных для посещения Азербайджана лиц. Иначе говоря, “черный список” МИД Азербайджана. Удивительно, но сам военный эксперт заявляет, что даже не предполагал о том, что посещение им Нагорного Карабаха приведет к таким последствиям. Об этом в интервью “Эхо” рассказал сам Анатолий Цыганок.

– Когда вы узнали, что попали в список нежелательных лиц МИД Азербайджана?

– Я принимал участие в конференции в Стамбуле, где также были и азербайджанские эксперты. Мы обсуждали военную доктрину Южного Кавказа. Сразу по возвращению в Москву мне поступило предложение из Еревана, не хотел бы я принять участие в качестве наблюдателя на “выборах” в Нагорном Карабахе. Когда я давал свое согласие, я даже не думал, что нарушаю какие-то законы Азербайджанской Республики. Из России туда поехали пять депутатов Государственной думы. Все они были из ЛДПР. Целью моей поездки в Карабах было изучение ситуации, чтобы в дальнейшем высказать свое мнение.

– И каково ваше мнение?

– Расскажу вам интересный случай: “Мы посетили 17 избирательных участков, но ни на одном из них не было представителей “избирательной комиссии”. После того, как стало известно, что мы посетили эти “выборы”, официальный Баку объявил нас нежелательными лицами в Азербайджане. Это меня очень сильно удивило. Честно говоря, после этих “выборов” я намеревался поехать в Баку. Посещение Карабаха – это научный интерес. И думаю, что мой научный интерес совпадает с научными интересами некоторых моих коллег из Азербайджана, которые занимаются проблемой Нагорного Карабаха.

– Вы как общественный деятель все-таки должны были знать, что, посещая без согласия официального Баку Нагорный Карабах, столкнетесь с жесткой реакцией Азербайджана.

– Честно говоря, я не знал, что буду включен в список нежелательных лиц в Азербайджане после посещения Нагорного Карабаха. Понимаете, я очень часто посещаю многие страны мира – США, европейские страны, и это исключительно рабочие визиты, которые осуществляются в результате моей деятельности. Поэтому такое решение официального Баку стало для меня неожиданным. Как я уже отмечал, в октябре-ноябре я планировал посетить Баку. 
Кстати говоря, у меня сложились хорошие отношения с учеными из Баку, которые принимали участие в конференции в Стамбуле. Некоторое время назад мы также решили создать клуб кавказоведов. В США и Европе существует много подобных клубов, а вот в России его не было. И думаю, что воспользовавшись сайтом нашего клуба, можно было бы обсуждать проблемы, конфликты. Давайте вести обсуждения, находить взаимопонимание.

Вполне естественно, что Азербайджану не нравится поведение Армении, а Армении – Азербайджана. Но в любом случае нужны разговоры, научные контакты, встречи дипломатов, и в первую очередь – культурные связи. Если же исходить из сегодняшнего дня, то лично мне кажется, что ситуация с Нагорным Карабахом может и не решится вовсе. Возможно, я и не прав. Азербайджан часто заявляет, что Минская группа не выполняет возложенные на нее функции. А я вот считаю, что Азербайджан не должен препятствовать включению Нагорного Карабаха как стороны конфликта.

В переговорах должно быть учтено мнение трех сторон. Когда экс-президент России Дмитрий Медведев инициировал встречи глав Азербайджана и Армении, он часто говорил, что они пытаются участь мнение Баку и Еревана. Но надо понимать, что без согласия Нагорного Карабаха эти решения будут невыполнимы. Другое дело, что Баку никогда не пойдет на это, так как это может нанести серьезный удар власти. Опять-таки, возможно я не прав, так давайте поспорим на этот счет, устроим обсуждения.

– Вы говорите, что Нагорный Карабах должен выступать стороной конфликта, а не думаете ли вы, что созданный там режим настолько зависим от Еревана, что они просто не в состоянии не согласиться с любым решением Армении?

– То, что они разрешают решать свои “внешние” задачи официальному Еревану, не совсем верно. Думаю, что они должны в отношениях с другими сторонами представлять собственное видение ситуации. Это их большой недостаток.

– Как вы представляете себе урегулирование нагорно-карабахского конфликта?

– Я вполне допускаю, что обстановка может накалиться до определенного уровня. Мне часто задают вопрос, как я оцениваю мощь азербайджанской армии и армянской. Мне понятно, что военный бюджет Азербайджана превышает весь бюджет Армении. Но мне непонятны заявления азербайджанского руководства, которое заявляет, что они применят силу. Я не думаю, что это может произойти. Представьте себе, что начались боевые действия. В этом случае могут пострадать нефтепроводы, а Европа выступает категорически, против этого. Более того, я убежден, что та страна, которая нанесет первый удар, проиграет. И проиграет, в первую очередь, в политическом плане. Ведь с началом боевых действий начнется и масса проблем. Поэтому не думаю, что может начаться война.