«Стремительный рост количества терактов в последнее время на всем Северном Кавказе указывает на то, что над регионом нависла большая угроза».
Как сообщает AZE.az, АПА публикует интервью с членом Научного совета Центра Карнеги в Москве, профессором, известным политологом Алексеем Малашенко
– Как Вы прокомментируете истерику Армении в связи с экстрадицией Рамиля Сафарова в Азербайджан и его последующим помилованием на Родине?
– Реакция, продемонстрированная Арменией в связи с экстрадицией Рамиля Сафарова в Азербайджан и его помилованием, очень глупа. Само раздувание вопроса Рамиля Рамиля Сафарова правительством Армении очень глупо. К чему создавать такой фон в связи с этим? К чему прерывать дипломатические связи с Венгрией? Думаю, проводимая Арменией внешняя политика носит крайне примитивный характер. Если Армения хочет обвинить Азербайджан и Венгрию, то должна найти более серьезный повод для этого.
– В период, когда во всем мире ведется борьба с террором, ровно неделю назад армянская террористическая организация ASALA на глазах у всей мировой общественности открыто угрожала террором проживающим за рубежом азербайджанцам. Что Вы скажете по этому поводу?
– Это был повод в руках террористической организации. Нельзя давать террористам такой повод.
– Какова вероятность начала войны между Азербайджаном и Арменией после произошедших событий в связи с Рамилем Сафаровым?
– Думаю, войны не будет. Потому, что в этой войне нет победителя. Здесь важную роль играют и зарубежные силы. России, США и Европе также не нужна чья-то победа. Если в Нагорном Карабахе начнется война, это станет большим ударом по мировой общественности. В настоящее время переговоры зашли в тупик, однако проблема рано или поздно решится мирным путем. Найдется консенсус для данной проблемы.
– Как Вы прокомментируете звучащую с обеих сторон военную риторику?
– Считаю, что звучащая с обеих сторон военная риторика рассчитана на внутреннюю политику.
– Как Вы можете прокомментировать события, происходящие в последнее время на Северном Кавказе? Не является ли показателем ослабления традиционного ислама в регионе убийство одного за другим влиятельных религиозных лиц?
– Убийство одного из влиятельных религиозных лиц, представителя суфизма шейха Саида Эфенди Ацаева было неожиданным событием с одной стороны, потому, что находящиеся в оппозиции исламисты, то есть салафиты, давно преследовали цель уничтожения влиятельных религиозных лидеров. Салафиты проводят эти акции на протяжении нескольких лет. Ранее они убили одного из влиятельных шейхов Абубакарова, затем Бастанова. Вслед за этим были убиты один из влиятельных лиц на юге Дагестана Сираджуддин Хуригский и Саид Эфенди Черкейский.
Считаю, что салафиты будут продолжать эти акции, однако у меня возникает такой вопрос. Убит один из влиятельных религиозных лиц Дагестана, однако на его убийство не было никакой серьезной реакции. При его похоронах участвовали 100-150 тысяч человек. Но в связи с его убийством ожидали серьезную реакцию. Ждали, что за шейха Саида Эфенди отомстят. Однако пока этого не произошло.
Как вам известно, у него было много муридов и учеников. Они тоже имеют большой вес в Дагестане. Считаю, что большую роль в том, что муриды пока ведут себя спокойно, играет государство. Здесь возникает другая проблема. Если на подобные нападения и акции салафитов нет ответной реакции, не развязывает ли еще больше это им руки? Салафиты подумают, что их террористические акты против шейха остаются безответными и все их боятся.
Вызывает большое удивление то, что такого рода большой террор против традиционного ислама в регионе остается без ответа. Безусловно, салафиты будут смотреть на эти события сквозь свою призму. Они будут думать, что им все по силам. Это очень опасно.
Ход событий в регионе будет зависеть от политики властей. Мы станем свидетелями того, как управляется властью нынешняя ситуация. Наладит ли власть диалог между традиционными исламистами и салафитами? Свидетелями всего этого мы станем в ближайшее время. В целом, стремительный рост количества терактов в последнее время не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе, указывает на то, что над регионом нависла большая угроза.
– По мнению экспертов война в Дагестане уже началась и нынешняя ситуация вышла из-под контроля России. Насколько это верно?
– Гражданская война в Дагестане продолжается более 10 лет. Но неизвестно, кто оказался в нокауте. Есть подозрения, что федеральное правительство, испугавшись этого, идет с ними на переговоры. Ситуация в Дагестане не настолько благополучна, как заявляет Кремль. Ситуация там довольно напряженная. Между федеральными структурами и местным населением происходят столкновения.
– Можно ли связать события на Северном Кавказе с событиями в Татарстане?
– Теракты в Татарстане были для многих неожиданными. Потому что Татарстан – это регион межрелигиозного диалога в России. С другой стороны же, радикальный ислам, новые салафиты приобретают в этом регионе определенные очертания. Многие эксперты, даже в самом Татарстане, считают, что масштаб террора будет постепенно расти. Потому что после этого события, многие мечети в Казани перешли под управление салафитов.
Во всем Татарстане, даже в других городах волжского региона Ульяновске, Саратове, мусульмане сформировали свое международное мусульманское общество. Это, в основном, мусульмане из Кавказа и Средней Азии. В обществе также представлены татары. Это общество занимает радикальную позицию в регионе. То есть, в Татарстане салафиты являются мусульманами – членами этого общества. Столкновения происходят с помощью этого общества.
Что же касается влияния Чечни и Дагестана на события в Татарстане, это влияние, разумеется, присутствует. Но оно носит формальный характер. Да, Доку Умаров объявил о создании «вилаята Идиль». Время от времени из Чечни и Дагестана сюда приезжают люди и проводят здесь пропаганду. Но в Татарстане действительно ускоренно идет распространение идей салафизма.
Последние события показывают, что ситуация в Татарстане с точки зрения религии не будет больше стабильной как прежде. Потому что здешние салафиты открыто озвучивают в мечетях призывы к халифату. Последние два теракта развязали им руки. Это нехорошая тенденция. Продолжение такой тенденции в сердце России, то есть в Татарстане, приведет к очень неприятным последствиям.