Российский политолог: решение карабахского вопроса должно стать приоритетом внешней политики России

Все участники переговоров в Казани пришли к устойчивому пониманию того, что тем или иным способом статус-кво должен быть сломлен.

Как сообщает AZE.az, успеха в переговорном процессе по карабахскому урегулированию можно достичь в самое ближайшее время, если сохранить динамику, сказал в интервью агентству Новости-Азербайджан российский политолог, президент «Ливадийского клуба» Игорь Шатров, комментируя результаты Казанского саммита, в котором приняли участие президенты России, Азербайджана и Армении Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев и Серж Саргсян.

Лидеры РФ, Азербайджана и Армении Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев и Серж Саргсян обсудили 24 июня в Казани основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, по итогом которой было принято совместное заявление. В ходе девятой по счету встречи на высшем уровне глав трех государств не было достигнуто соглашения по урегулированию карабахского конфликта.

«Я бы не стал оценивать итоги переговоров в Казани как провал. На мой взгляд, все участники переговоров пришли к устойчивому пониманию того, что тем или иным способом статус-кво должен быть сломлен. Ситуация «ни мира, ни войны» не сможет продолжаться бесконечно долго. Такое понимание сторон очень важно сейчас. Только смена повестки дня, то есть согласованное изменение стартовых условий переговоров способно сохранить мир», – сказал Шатров.

Пора перевернуть хотя бы одну страницу, считает он. «Уверен, ни одна из сторон не хочет, чтобы повестка дня изменилась с привлечением военного инструмента. Несмотря на взаимную милитаристскую риторику, все рассчитывают на нереалистичность военного сценария, на то, что противная сторона не решится на настоящую войну», – сказал эксперт.

Политолог выразил сожаление, что активные усилия по смене повестки дня не были предприняты мировым сообществом в период острой фазы мирового экономического кризиса.

«К сожалению, тогда страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ были больше заняты решением своих внутренних проблем, чем налаживанием мира на Южном Кавказе. Например, в период обострения экономических проблем в Армении, возможно было подвигнуть Ереван к более конструктивным действиям», – считает Шатров.

По его мнению, в то же время у России и сейчас сохраняется возможность применить экономические рычаги в отношении Еревана.

«Я думаю, это должно быть сделано. На кон поставлена честь лидеров стран-сопредседателей Минской группы, которые накануне саммита в Казани недвусмысленно потребовали от Армении и Азербайджана конструктивного результата. Они заявили о том, что отсутствие такого результата будет воспринято ими, как выражение нежелания сторон достигнуть консенсуса», – сказал политолог.

Отдельно Игорь Шатров остановился на муссируемой сейчас теме посреднических усилий России в Ливии. МИД Туниса, как известно, предложил даже присудить Дмитрию Медведеву Нобелевскую премию мира за усилия по установлению мира в Ливии.

«Если уж за что и номинировать президента России на Нобелевскую премию, гораздо резоннее было бы сделать это за достижение мира на армяно-азербайджанском направлении. Если Дмитрий Медведев сможет убедить участников переговоров в необходимости принятия и последующего соблюдения «дорожной карты», в мире не найдется противников его выдвижения на Нобелевскую премию», – сказал Шатров.

Эксперт отметил, что ситуация на Южном Кавказе гораздо острее воспринимается в России, чем ситуация в Африке: «Не будем забывать: на Южном Кавказе так же, как и в Ливии, гибнут люди. Остановить кровопролитие здесь – наш соседский долг. Ситуация на Кавказе исторически находится в зоне ответственности России, как ведущей державы региона. От решения этого вопроса нам не отстраниться. Пока же мы решаем проблемы на другом континенте, под нашим боком тлеет костер, грозящий перерасти в пожар». Исходя даже из сугубо прагматических соображений, я считаю решение карабахского вопроса приоритетной темой российской внешней политики на ближайшие годы», – заявил Шатров.