Российский политолог: своей полной зависимостью от России Армения загнала себя в геополитический угол

Президент Азербайджана Ильхам Алиев ведет более гибкую политику, он каким-то образом маневрирует между Западом и Россией, считает российский эксперт.

Как сообщает AZE.az, информагентство «АрмИнфо» опубликовало интервью российского политолога Андрея Пионтковского.

– Как Вы считаете, удалось ли России торпедировать инициированные Европой интеграционные проекты для ряда постсоветских стран? Если можно так выразиться, последней пала Украина. Янукович уже поглядывает в сторону Таможенного союза.

– Думаю, что в стратегическом плане подобные методы со стороны Москвы к ощутимым результатам не приведут, она ничего не добьется, кроме осуждения и ненависти со стороны соседей. Взять ту же Армению. Вызвали президента, выкрутили ему руки, угрожая, видимо, перестать оказывать военную помощь в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, заставили приостановить процесс подписания Ассоциативного соглашения с ЕС и подать заявку на вступление в Таможенный союз.

На мой взгляд, это просто абсурдно – где Армения, а где Таможенный союз. Какая там торговля может быть в рамках этого объединения, не совсем понятно. Тут стоит вспомнить и реакцию Казахстана и Белоруссии на решение Армении. Лукашенко и Назарбаеву тоже не нравятся такие политические фокусы Путина.

В стремлении укрепить ТС нет никаких экономических выгод для России, это лишь безумные имперские амбиции, попытки создания нового Советского Союза. Это обреченные психологические комплексы Москвы. Они могут применить давление на одну страну, другую, но никому не нужен «пахан» в Москве. И Лукашенко никогда не согласится стать секретарем Белорусского обкома.

Это борьба Кремля за свое влияние, которая в конечном счете порождает к нему ненависть всех партнеров. Россия не имеет возможностей стать центром позитивного объединения. В тактическом плане напакостить соседям она может, но в стратегическом – не может стать центром притяжения.

– Наверное, в первую очередь, из-за политической системы?

– Не только политической, но и экономической системы. Это криминальный капитализм, это нерыночная система, это система, в которой нет института собственности. В этом Армения и Россия во многом схожи. Украина и Грузия как-то старались выбраться из этой системы, изменить внутренние условия. Для эффективного интеграционного объединения нужна привлекательность. А неоимперские амбиции, криминально-олигархический строй уж точно не способствует этой привлекательности.

Та же Армения, Грузия либо Украина сегодня стремятся в Европейский Союз, и если бы не было давления Москвы, то эти страны не отказались бы от Ассоциативного соглашения. Несмотря на все трудности, именно европейская модель сегодня более привлекательна, тогда как криминальный русский капитализм обречен. Он изжил себя полностью. Даже прогнозы Минэкономики РФ, а не каких-то оппозиционеров, свидетельствуют о том, что темпы роста российской экономики до 2030 г. будут ниже мировых. Это значит опускание в трясину третьего мира. Не знаю, сколько это может длиться.

Одно могу сказать точно, внутри власти в РФ настолько все прогнило, что невозможно делать какие-либо прогнозы. Система может рухнуть в любой день, а может продлиться несколько лет. Важно то, что эта система не работает, нет никакой внутренней динамики. И эта мертвая система еще хочет удержать в сфере влияния своих ближайших соседей. В той же Армении идея Таможенного союза проигрывает не только в информационном, но и сущностном смысле. Как может не проигрывать идея интеграции с криминальной экономикой?! 

 
– Многие считают, что, фактически, Запад оставил своих партнеров по «Восточному партнерству», и остается лишь со стороны наблюдать, как Москва постепенно сворачивает европейский интеграционный проект.

– Полностью согласен. Запад труслив, жалок и беспомощен. Мы видели, как Обама был унижен и раздавлен Путиным в том же сирийском кризисе. Такого низкого уровня лидеров на Западе не было давно. Это мелкие и трусливые политики, c которыми Путин играет, как с мальчишками. Они не хотят для себя неприятностей.

С западными политиками Путин расправляется гораздо успешнее, нежели со своими ближайшими соседями по бывшему СССР. И тот же Лукашенко, и Назарбаев или Алиев как-то сопротивляются. Кстати Армения оказалась здесь в самом тяжелом положении в силу своей 100%-ой зависимости от Москвы. Она просто загнана в угол. Но это результат и географии, и конфликта в Нагорном Карабахе.

– Вы упомянули лишь объективные причины зависимости от Москвы. Нет ли вины нашей власти в этом?

– Обвинить армянских лидеров в отсутствии патриотизма я не могу. Но они выбрали такую стратегию 100%-ой ориентации на Россию. Посмотрите на Азербайджан. Ильхам Алиев ведет более гибкую политику, он каким-то образом маневрирует между Западом и Россией. Армения же сама загнала себя в геополитический угол – это, по-моему, понимают все.

– Кстати, каким Вам видится решение карабахского вопроса при вступлении Армении в ТС?

– В чем аргументация лидеров Белоруссии и Казахстана? Они прямо сказали, что не хотят портить отношений с Азербайджаном. Они согласятся только в том случае, если Баку не будет возражать. А Азербайджан, как известно, против включения Нагорного Карабаха в Таможенный союз. Ереван оказался в совершенно нелепом положении. Вашего президента вынудили отказаться от Ассоциативного соглашения с ЕС, в итоге оказалось, что его не ждут и в Таможенном союзе.

– С учетом характера власти, политической системы в странах «Восточного партнерства», не было ли изначально известно, что европейские интеграционные проекты не могут быть успешными?

– Почему же? Грузия, например, при Михаиле Саакашвили добилась огромных успехов в демократизации, реформировании политического строя, правоохранительной системы. Опыт Грузии мог бы послужить примером в имплементации европейских идей на постсоветском пространстве.

В России даже противники Саакашвили восхищались его реформами в полиции. Поэтому Москва и предприняла такие грандиозные шаги по устранению Саакашвили, послав своего ставленника Бидзину Иванишвили, который наворовал в России криминальных денег, чтобы подкупить в Грузии избирателей.