«Ситуация в Агдаме была крайне тяжелая, даже электричества не было. Кстати, в Агдаме почему-то заподозрили, что я российско-армянский шпион. Мол, с какой это стати русский журналист, да еще из Таджикистана, вдруг решил приехать в Агдам для подготовки репортажа. Но эти подозрения очень быстро рассеялись, так как мне удалось доказать, что никакой я не шпион». – заявил Анатолий Любименко.
Как передает AZE.az, в период первых Европейских игр, по данным МИД Азербайджана, страну посетили более 28 тысяч иностранных туристов. Для освещения Игр перед началом состязаний в Баку прибыл десант из более чем тысячи журналистов. С одним из них – корреспондентом газеты «Волгоградская правда» Анатолием Любименко – Haqqin познакомился совершенно случайно. Почти сразу же выяснилось, что он не в первый раз в Баку, более того, не понаслышке знает историю и развитие карабахского конфликта, потому что сам побывал на линии фронта, причем в кровопролитные 90-е.
– Как вы в первый раз оказались в Баку?
– Если в самый первый, то это было 70-х годах прошлого века, я тогда был еще школьником. Дело в том, что наша семья еще в 50-е переехала из Краснодарского края в Таджикистан. Впервые родители решили съездить в Краснодар в 1970 году. Добирались мы туда через Баку. Для меня это было очень большое событие: после маленького таджикского городка оказаться в Баку. Из Красноводска (ныне Туркменбаши) плыли до Азербайджана по Каспию на пароме. Самое яркое впечатление – это огромные пароходы, стоявшие на пристани в Баку.
Во второй раз в столице Азербайджана я оказался уже в марте 1992 года в качестве корреспондента газеты «Вечерний Душанбе». Тогда, прочитав в «Комсомольской правде» о резне в азербайджанском городе Ходжалы, я попросил редактора откомандировать меня в Азербайджан для подготовки соответствующего материала. Хотел понять, что именно происходит в Карабахе, почему бывшие советские граждане убивают друг друга. Правда, редактор была в шоке от моей просьбы. Сами понимаете, время тогда было непростое, а Карабах – «горячая точка». Но мне повезло.
Попасть в Азербайджан мне удалось с помощью агентства «АССА-Ирада». Наши азербайджанские коллеги отправили меня, а также журналистку французской газеты «Ле Монд» и представителя одного из арабских СМИ Джалаля Аль-Машта (ныне – представитель Лиги арабских государств в России, а в 1989–2003 гг. руководитель корпункта иракской газеты «Аль-Хаят» в Москве) в Агдам. Как сейчас помню, ситуация в этом населенном пункте была крайне тяжелая, даже электричества не было. Кстати, в Агдаме почему-то заподозрили, что я российско-армянский шпион.
Мол, с какой это стати русский журналист, да еще из Таджикистана, вдруг решил приехать в Агдам для подготовки репортажа. Но эти подозрения очень быстро рассеялись, так как мне удалось доказать, что никакой я не шпион.
Уже в ночь нашего прибытия армянские вооруженные формирования начали массированный обстрел города. Мы побывали на передовой, видели исход мирного азербайджанского населения со своих земель и домов, посетили военный госпиталь, в котором находились не только военные, но и гражданские. По возвращению в Душанбе я подготовил репортаж о происходящих в Азербайджане событиях. Причем особо хочу отметить, что на это мне отвели целую полосу в газете.
– И вот спустя 23 года вы снова в Баку. Какие впечатления у вас на этот раз?
– Самые позитивные. Баку 1992 года и Баку 2015-го – это совершенно разные города. Понимаете, мне очень хотелось посетить его еще раз, чтобы посмотреть, насколько он изменился за два с лишним десятилетия. Еще до поездки я пообщался с бывшим бакинцем Олегом Литвиным, который долго работал журналистом в Баку. Он дал мне кучу советов – куда сходить, на что посмотреть. Могу сказать одно: Баку – это великолепный современный город с потрясающей архитектурой.
– Как преодолевали языковой барьер?
– Признаюсь, я и не заметил никакого языкового барьера. В перерывах между состязаниями запросто общался с местными жителями. Много раз неоднократно приставал к людям в метро и в автобусах с различными вопросами. Отрадно, что почти все хорошо владеют русским языком. Я совершенно комфортно себя чувствовал в Баку.
– Что скажете о самих Европейских играх?
– Азербайджан рискнул, и всего за два года блестяще подготовился к этому масштабному мероприятию. И тысячи иностранных спортсменов в этом убедились. Вся эта спортивная инфраструктура еще долгие годы будет служить и вам, и вашим детям. А какими грандиозными и красочными были открытие и закрытие Игр! Я видел, что эти состязания, особенно победы азербайджанских спортсменов, вызывали гордость за страну не только у правительства, но и у рядовых жителей Азербайджана. Считаю, что Азербайджан на пятерку справился со своей задачей.