Когда в стране возникают финансовые проблемы, то поставщики товаров и услуг единственный выход видят лишь в повышении цен.
Как сообщает AZE.az, сайт Новости Армении публикует материал о росте цен в стране. «Все в курсе, что у нас цены на товары, как и подавляющее большинство тарифов на услуги, государством не регулируются. Движемся по теории, согласно которой конкурентный рынок сам сформирует оптимальные цены, выгодные и поставщикам, и потребителям. Но в реальной жизни картина иная. Не только в нашей стране, но и во всем мире. Но, на то и создано государство, чтобы, наряду с прочим, обеспечивать разумный баланс интересов поставщиков товаров и потребителей.
Между тем цены у нас далеко не низкие. Для сравнений приведем розничные цены на отдельные продукты питания в Ереване и Берлине. Заметим, что в Германии одни из самых низких розничных цен среди экономически развитых стран Европы. Правда, в Евросоюзе, после приема новых членов из стран постсоциалистического пространства, планка расчетных средних цен несколько снизилась. В силу этого цены в Германии ныне находятся чуть выше этой планки.
В магазинах Берлина хлеб высшего сорта можно приобрести за 1,5 евро, причем фактический его вес соответствует номиналу, а качество – стандарту. У нас «килограмм» хлеба стоит 0,9 евро, но фактический вес навряд ли соответствует декларируемому. К тому же «у них» вполне кондиционный и вкусный «серый» хлеб можно купить за 1евро.
В берлинских супермаркетах говядина свежая предлагается за 8,0-8,5 евро, а замороженная – за 7,5 евро за килограмм. В нашей столице говядина дешевле – в среднем 4,9 евро в июле. Однако в дополнение к костям, составляющим иногда одну треть и более от общей массы, «прилагаются» куски не съедобных частей туши (к примеру, костные и хрящевые ткани, у взрослого животного достигающие 12-14% от общей массы).
Тушку курицы, весом в килограмм с лишним, «там» можно приобрести за 2,8 евро. У нас же средняя цена составляет 3,1 евро, но не за тушку, а за килограмм веса. Рис в Берлине можно приобрести за 1,8 евро за килограмм, у нас в среднем за 1,6 евро. Однако радоваться разнице в 20 евроцентов особо не приходится…
Хотя приведенные выше цены в принципе одного порядка, соотношение по средней заработной плате, или же по доходам семейного бюджета достигает кратных размеров. Народ наш, со свойственным ему юмором, давно отреагировал на этот факт словами: «цены у нас европейские, а вот зарплата – местная».
Известно, что в России жизнь отнюдь не «дешевая». Правда, и средняя зарплата заметно выше нашей, не говоря уже о пенсиях. Но, вместе с этим, и товары подороже, причем рост цен продолжается. Поэтому, для смягчения последствий инфляции в этой стране предпринимаются определенные меры.
В российских городах продается так называемый «социальный хлеб» (для малоимущих слоев населения), по твердой цене в 20 рублей, у нас «обычный» хлеб в/с в эквиваленте стоит фактически 39 российских рублей. Но имеется один нюанс: российские производственники считают, что с такой ценой (20 рублей) невозможно выпускать качественный хлеб, а оптимальная стоимость должна быть в два-три раза выше. Понятно, что потребители, из необеспеченных слоев российского общества, не согласны с этим утверждением», – отмечается в статье.
«Кстати, когда возникают финансовые проблемы, то поставщики товаров и услуг единственный выход видят лишь в повышении цен. Наподобие наших столичных транспортных организаций, заявляющих о том, что без повышения тарифа комфорт для пассажиров исключается. При этом начисто игнорируются другие варианты решения проблем. К примеру, снижение себестоимости, или же, если альтернативы нет, то государственное субсидирование издержек производителей.
В России, соответствующим законом, утвержден механизм государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.
К примеру, в Краснодарском крае недавно установлены цены, максимальные и минимальные, по 40 наименованиям товаров. Скажем, максимальная цена хлеба пшеничного формового определена в 40,8 рублей (в нашей столице в июле – фактически 39,0 рублей в эквиваленте), риса – 45 рублей (у нас подороже – 68,0 рублей), сахару-песку – 35 рублей (31,5 рублей).
Здесь, конечно, важно не соотношение, а сам подход решения проблем с ценами, который отдельными российскими экспертами представляется неэффективным. Но, имеются и другие варианты. Скажем, в США, для дотации расходов на питание неимущих слоев населения, применяются продовольственные талоны («Food Stamps»).
Нелишне добавить, что некоторых экономически развитых странах применяются и минимальные планки цен. Для отдельных продуктов сельского хозяйства государством устанавливаются минимальные цены закупа (к примеру, по молоку), с тем, чтобы фермеры не терпели убытки. Думается, что такая практика была бы на пользу и нашим фермерам…
Между тем у нас подорожание приобретает тотальный характер, распространяясь на другие сферы, в частности, высшего образования. Если государственные ВУЗы повысят плату за обучение, то это приведет к предсказуемым последствиям. Межклассовый «лифт» еще более забуксует, и представителям низших, по уровню доходов, слоев населения труднее будет пробиваться «наверх». То есть бедность грозит стать уже потомственной…», – пишет издание.