Ростроповича провожали возгласами: «Браво, Маэстро!»

В последний путь Великого музыканта проводили президент Азербайджана Ильхам Алиев с супругой

Первыми к зданию Московской консерватории приехали дочери Мстислава Леопольдовича – старшая Ольга и младшая Елена. Перед сценой на постаменте установили гроб с телом прославленного музыканта. Ольга и Елена никому не доверили его украсить – встали на колени и сами разложили вокруг постамента бордовые розы.
Чуть позже в зал вошла Галина Вишневская. Смотреть на эту царственную женщину без слез было невозможно. Она словно застыла в горе. Под правую руку Галину Павловну поддерживала младшая дочь Елена, под левую – старшая Ольга. Многочисленных внуков (у Ростроповича их шестеро) в зале не было, они должны прилететь позже.
Последний раз вся семья собиралась ровно месяц назад – на юбилее Мстислава Леопольдовича, сообщает КП. Уже тогда маэстро чувствовал себя очень плохо. Но все надеялись, что жизнелюбивый Слава все-таки выкарабкается, договорится с Богом… И только когда перед Вишневской на колени упал режиссер Александр Сокуров, Галина Петровна вышла из оцепенения, прижала голову режиссера к груди и стала нежно, как сына, гладить его по волосам. Сокурова кто-то усадил в первый ряд зрительного зала, и, склонив голову, он так провел несколько часов.

– Для меня это очень личное горе. Я был у него в больнице за день до смерти. Он спал. Это был родной человек, – очень трудно подбирал слова режиссер.

…Траурный караул на сцене принял Государственный оркестр России имени Светланова под управлением Марка Горенштейна. Друзья, поклонники, близкие музыканта входили в зал, прощались с Ростроповичем и рассаживались в зале. Кто-то плакал, кто-то слушал музыку…

Поклониться маэстро пришел актер Борис Хмельницкий. Прибыли королева Испании София, президент Азербайджана Ильхам Алиев.

– Это был светлейший человек. Если нужна была кому-то помощь, он как МЧС, как неотложка спешил делать добро. За это его любили, – едва сдерживала слезы первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.

Олег Табаков, который шел следом, сказал лишь: «Нет слов…» И скорбно вошел в зал прощания.

Вскоре появились внуки Ростроповича Олег и Слава – дети его старшей дочери Ольги, которые живут в Америке. Затем – дочка Шостаковича, а потом вместе – вдова Шнитке Ирина и Сати Спивакова. Бывший министр обороны Шапошников, певец Зураб Соткилава, Генрих Падва, министр культуры Александр Соколов, главный санитарный врач Онищенко, посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы. Он привез Ростроповичу несколько венков. Ведь Ростропович в Азербайджане – свой, он родился в Баку.

Проститься пришли экс-премьер Евгений Примаков, певица Тамара Синявская.

В пять часов вечера в консерваторию вошел Владимир Путин. Президент положил у тела музыканта букет алых роз. Троектратно, по-русски, поцеловал Галину Павловну и обеих дочерей маэстро. Пожал руки внукам. И после слов поддержки родным удалился.

Затем появился названый брат Ростроповича Юра Иванов. Охранник, который сопровождал его все три дня в «Белом доме» в 1991 году. Тот самый, что запечатлен спящим вместе с Ростроповичем на знаменитом снимке: в одной руке Ростропович держит автомат Юры, а другой его обнимает.

– На этом снимке мне Слава написал: «Три дня, проведенные с тобой в «Белом доме», – самое главное в моей жизни. Я его звал Слава. Он сначала заставил выпить с ним на брудершафт, а потом сказал: ты для меня – брат Юра, я для тебя – брат Слава.

Он мне еще десять лет назад говорил, что умирать приедет все равно в Россию. Так и случилось.

Похоронили всемирно известного музыканта на Новодевичьем кладбище Москвы. Его тело было предано земле под песнопения хора Сретенского мужского монастыря.

“Несмотря на свою величайшую славу, он всегда оставался доступным для всех людей и показал всей жизнью, что служение искусству – высшее предназначение человека на земле”, – сказал во время похорон священник.

Отпевание великого музыканта прошло в храме Христа Спасителя. На службе, которую провел архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, собралось более двух тысяч человек.

Отдать последний долг Ростроповичу в главный православный храм России пришли президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев с супругой, королева Испании София, ее сестра греческая принцесса Ирина, жена президента Франции Бернадетт Ширак и вдова первого президента России Наина Ельцина. Из официальных пришли министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, мэр Москвы Юрий Лужков, многие известные деятели искусства, политики и науки.

Архиепископ Алексий зачитал скорбное послание своего тезки – патриарха Алексия Второго, который проходит лечение за границей. В послании предстоятель назвал Ростроповича “защитником духовной свободы и человеческого достоинства”, который в годы советской власти “не побоялся встать на защиту выдающегося русского писателя Александра Солженицына” (за это Ростропович и Вишневская были высланы из страны почти на 20 лет). “Этим поступком Ростропович убедительно засвидетельствовал свою приверженность высоким христианским идеалам. Он действительно был человеком глубокой веры и жертвенной любви”,- отмечается в послании.

Гроб с телом Ростроповича под колокольный звон был вынесен из храма Христа Спасителя. Траурный кортеж отправился от храма к Новодевичьему кладбищу, где был похоронен выдающийся музыкант.

Вечная память!