Цена на нефть в последнее время взлетела до заоблачных высот. Некоторые аналитики считают, что это лишь начало бурного роста нефтяных котировок.
Так чего же ожидать от рынка нефти в ближайшем будущем. Будет ли нефть дорожать и дальше, или произойдет серьезная коррекция? Одним из последних факторов, подтолкнувших цены на нефть к новому историческому максимуму, стало одобрение турецкого парламента военной операции против курдских боевиков на территории северного Ирака. В среду 17 октября большинство депутатов проголосовало за возможность использования войск за пределами страны, после чего цена на нефть взлетела к отметке $89 за баррель.
Между тем, некоторые эксперты заявляют, что резкий рост цен на нефть не подкреплен фундаментальными факторами. Об этом же говорят и представители Организации стран-экспортеров нефти. В пресс-релизе ОПЕК, распространенном накануне, отмечается, что “ОПЕК внимательно отслеживает ситуацию на мировом рынке нефти и выражает свое беспокойство относительно роста цен на нефть”. ОПЕК заявила, что на рынок поступают достаточные объемы нефти. “Растущая цена на нефть, что мы наблюдаем в последнее время, в основном определяется спекулянтами на рынке”, – говорится в пресс-релизе.
Это подтверждает и последний отчет министерства энергетики США, опубликованный в среду 17 октября. Согласно этому документу, запасы нефти в стране на прошлой неделе выросли на 1,8 млн. баррелей. Эти данные несколько охладили пыл “быков”, но снижение продолжалось лишь до тех пор, пока не была дана санкция на применение турецких войск в Ираке. В такой ситуации многие аналитики прогнозируют рост нефтяных котировок до $100 за баррель уже в самое ближайшее время.
Очевидно, что ситуация на рынке нефти в последнее время зависит не столько от фундаментальных факторов, сколько от стратегии трейдеров и спекулянтов. В погоне за прибылью они могут поднять котировки выше отметки $100 за баррель. Как отметил нефтяной аналитик компании Oil Price Information Service Том Клоза (Tom Kloza) в интервью с Business Week, “для роста цен на нефть до $100 не требуется каких-либо экстраординарных событий. Котировки могут достичь этого уровня на фоне слабого доллара и большого объема инвестиций, размещенных в нефтяные фьючерсы”.
Действительно, за последние несколько лет хеджевые фонды, инвестиционные банки, взаимные фонды и другие финансовые институты, включая таких гигантов как Goldman Sachs (GS) и Morgan Stanley (MS), вложили миллиарды долларов на рынке нефти. В общей сложности, объем скупленных ими фьючерсов эквивалентен примерно 69 млн. баррелей нефти, что сопоставимо с размером мирового спроса на “черное золото”, который составляет 83 млн. баррелей в день. Влияние этих организаций на ситуацию стало настолько велико, что они стали одной из основных сил, диктующих уровень цен на нефть. Причем основная масса этих инвесторов делает ставку на то, что нефтяные котировки будут расти.
Между тем, доминирующая роль финансовых институтов на нефтяном рынке может сыграть и злую шутку. Как отмечает Business Week cо ссылкой на аналитика компании Oppenheimer (OPY) Фаделя Гейта (Fadel Gheit), исторический анализ говорит о том, что цены на нефть всегда росли в преддверии важных событий, после чего происходило резкое падение котировок. Так было во время арабо-израильской войны, революции в Иране, ирано-иракской войны, иракского вторжения в Кувейт, операции “Буря в пустыне”, вторжения американских войск в Ирак в 2003 г. и ввода израильских войск в Ливан в 2006 г. По мнению эксперта, сейчас наблюдается точно такая же ситуация. “Исходя из фундаментальных факторов, цена на нефть выше $60 за баррель является необоснованной, не говоря уже о $80 за баррель”, отмечает Гейт. По его мнению, на Ближнем Востоке произойдет вооруженный конфликт, и это станет сигналом к падению котировок. “Текущий цикл роста завершится после нанесения удара США по военным объектам в Иране. После этого “нефтяной пузырь” лопнет, и цены на нефть станут стремительно падать, так как спекулянты начнут закрывать длинные позиции”.
Как видно, мнения аналитиков относительно дальнейших изменений цен на нефть расходятся. Но в любом случае, очевидно, что ключевую роль в изменении ситуации на рынке будут играть не производители нефти, такие как ОПЕК, а финансовые институты, передает Bakililar.AZ со ссылкой на K2Kapital. Как справедливо отметил министр энергетики США Сэмюель Бодман (Samuel Bodman), “цены на нефть сейчас определяются на торговых площадках в Нью-Йорке, Лондоне, Франкфурте и Токио”.