Депутат Милли меджлиса Сабир Рустамханлы: «По сравнению с нашими соседями, мы пребываем в плачевном состоянии. Хотя богатых людей у нас ничуть не меньше, чем у них»
– Вы приняли участие в работе съезда Конгресса азербайджанцев мира. Какие вопросы рассматривались на нем? Почему съезд был созван в Кёльне?
– Мы второй раз проводим съезд в этом городе. В этом году исполняется 10-летие Конгресса азербайджанцев мира. Из девяти съездов два прошли в Германии.
Это связано с тем, что в Германии действует самая сильная диаспорская организация нашего Конгресса. Германия выгодна и в некоторых технических вопросах.
До этого съезда я был председателем Верховного меджлиса Конгресса азербайджанцев мира. Было принято решение о замене Меджлиса правлением и был избран его состав.
И вообще, последний съезд Конгресса был знаменательным. Исполняется 10-летие нашей организации и наш форум совпал с тяжелой фазой политических событий в регионе и в странах соседствующих с Ираном.
В этой связи мы обсудили три важных вопроса.
В первую очередь, мы выяснили отношение азербайджанцев мира к событиям, происходящим в регионе, и в соседних с Ираном странах, роль диаспоры в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Третьим вопросом у нас было обсуждение работы диаспор тюркских народов и их интеграция. Были и другие вопросы. К примеру, положение демократии в Азербайджане и прочие. Но, главным, конечно, был вопрос деятельности наших диаспор, их организация, проблемы в этом деле. На этот раз в работе съезда принимала участие многочисленная делегация.
– Этот съезд запомнился и тем, что сменилось руководство Конгресса азербайджанцев мира. В чем причина?
-Господин Дерехти наш друг, предприимчивый человек. Он шесть лет руководил Конгрессом. Он проделал достаточно большую работу по признанию Конгресса.
Но для динамичного развития, руководство организации должно меняться, нельзя, чтобы один и тот же человек оставался у руля власти. И этот съезд прошел в условиях высокой демократичности.
– Господин Дерехти сам решил уйти или же предложение поступило извне?
– Во всяком случае, к такому решению пришел съезд. Было избрано правление в составе 17 человек. Затем состоялось заседание правления. Я был председателем на нем. Было предложено выдвинуть кандидатуру председателя. Но господин Дерехти этого не сделал. Свои кандидатуры выдвинули Гуламрза Тебризи и Эльдар Гарадаглы.
– Руководство поменялось. Организацию возглавил Гуламрза Тебризи. Какие вопросы будут решаться после этого? Будет ли оживление в работе диаспорских организаций?
– Раньше был Меджлис. Он должен был заниматься законодательством. Но в таких организациях важна работа, а не законодательство. Бумаги, различные документы вещи необходимые, но нужна активная работа. Наладить работу Меджлиса трудно.
Но в рамках правления мы собираемся каждую неделю. Правление имеет более гибкую структуру. И мы хотим расширить свою деятельность. В нынешней ситуации надо усилить работу Конгресса азербайджанцев мира. В связи с событиями в Южном Азербайджане надо усилить работу. В решении ряда вопросов нации организация должна активизировать свою деятельность.
Поэтому мы избрали правление. В отличие от прошлых времен, в его состав вошли сильные люди, имеющие многолетнюю практику деятельности в этой области, профессионалы, разбирающиеся в процессах, происходящих в регионе.
– Какие будут изменения, новшества в работе?
– Мне кажется, что мы в первую очередь должны усилить сотрудничество с международными организациями. Усилить организованность наших соотечественников в рядах диаспорских организаций.
Мы должны помочь нашим соотечественникам в решении проблем в Южном Азербайджане. В то же время надо сделать так, чтобы наш голос был услышан в мире.
– Как и любом деле, одним из важных вопросов в строительстве диаспорских организаций, является проблема финансирования. Какое положение в этом вопросе? Помогают ли азербайджанцы в организационных вопросах? Будут ли изменения в этом вопросе?
– К сожалению, это является проблемой. У Конгресса азербайджанцев мира два печатных органа. Это журнал Конгресса, мы смогли выпустить пару его номеров. И журнал “Баку-Тебриз”, который я выпускаю за счет собственных средств. Денег нет.
К великому сожалению, наши люди, в особенности денежные, не хотят тратить свои финансы на общее дело. Для таких важно, чтобы у них было все, деньги, счет которым они потеряли, но на общее дело, на дело нации они не дадут ни копейки. Это странная психология.
По сравнению с нашими соседями, мы пребываем в плачевном состоянии. Хотя богатых людей у нас ничуть не меньше, чем у них. Люди, состоящие в рядах Конгресса, на свои средства проводят съезды, каждый приезжает на съезд на свои деньги, проживает в гостинице, другие все расходы покрывает сам.
Отсюда я обращаюсь к состоятельным людям Азербайджана. Есть такие проблемы, которые богатые люди решить не смогут.
Имеют официальные связи с правительством, но наши проблемы решает Конгресс. Пока есть эта родина, есть земля и народ, значит, существуем и мы. Мы ни к кому не обращаемся за помощью для себя. Это для народа. Думаю, что наши люди по примеру наших соседей, начнут помогать нам.
– Где положение азербайджанцев хуже всех?
– В Иране и Ираке. Мы не можем забыть наших соотечественников, проживающих в Киркуке. У 35 миллионов азербайджанцев в Иране нет национальной школы. На этом языке не печатаются учебники. Подавляется свобода слова.
– Было ли какое-либо обращение по Карабаху? И вообще, какую работу будет проводить наша диаспора по пропаганде этой проблемы?
– Позиция Конгресса азербайджанцев мира состоит в том, что вопрос урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха является проблемой не только Азербайджана. Это проблема всех азербайджанцев. В этой связи мы провели несколько симпозиумов.
В Турции, Франции, других странах мы неоднократно обсуждали проблему Нагорного Карабаха. Эта работа будет проводиться и дальше. В прошлом году Конгресс объявлял год Ходжалов. Мы повсюду провели активные мероприятия, посвященные Ходжалинскому геноциду, раздали ленты об этой трагедии, провели конференции, митинги, пикеты. Эта работа будет продолжена.