Садыхов: позиция армянского руководства может привести к развалу Армении

Краеугольным камнем в нагорно-карабахском вопросе является статус Нагорного Карабаха, – отмечает политолог Фикрет Садыхов.

Как сообщает AZE.az, азербайджанский политолог Фикрет Садыхов в интервью Salamnews прокомментировал возможные итоги встречи в Казани.

– Какие ожидания вы связываете со встречей президентов Азербайджана, России и Армении в Казани?

– Важно помнить тот факт, что саммит в Казани будет проходить на фоне произошедших очень серьезных событий. Сделаны заявления глав трех государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Довиле о необходимости нахождения точек соприкосновения и окончательного решения этого конфликта. В Москве 11 июня состоялась встреча глав МИД, прозвучало заявление о том, что в ходе обсуждения удалось сблизить позиции по ряду ключевых вопросов Основных принципов нагорно-карабахского урегулирования. Проект этого документа будет рассмотрен на очередном трехстороннем саммите.

Не будем обманывать себя и будем реалистами – конфликт, который длится практически 20 лет, не может быть решен в течении одной встречи. Но тот факт, что ведущие государства проявляют определенную заинтересованность в том, чтобы сдвинуть этот конфликт, повлиять на его решение – это уже говорит о том, что Азербайджану подобный подход выгоден, потому что в принципе позиции Азербайджана и ведущих государств в данном конкретном случае совпадают. Речь идет о территориальной целостности Азербайджана, необходимости освобождения оккупированных азербайджанских земель и поэтапном решении карабахской проблемы на втором этапе переговорного процесса.

На сегодняшний день тот факт, что министры встретились и заявление главы нашего МИД о том, что по ряду вопросов имеется продвижение, – сам по себе факт позитивный. Это говорит о том, что по определенным вопросам стороны все же нашли точки сближения.

– В то же время, министр Эльмар Мамедъяров заявил, что некоторые вопросы все еще остаются открытыми. О каких вопросах может идти речь?

– Главным вопросом, в который упирается армянская позиция – это статус Нагорного Карабаха. По мнению армянской стороны, Азербайджан должен заранее установить дату референдума в Нагорном Карабахе и лишь после этого может начаться процесс освобождения захваченных азербайджанских земель. Я думаю, это тот самый главный вопрос, принцип, вокруг которого сегодня пока остаются разногласия, существуют недоговоренности. Я считаю что это узловой, центральный, стратегический вопрос решения всей карабахской проблемы, армяно-азербайджанского конфликта. Именно это суть, и неконструктивная позиция Армении упирается в этот вопрос.

Если армянская сторона в Казани попытается сделать шаг навстречу, проявить в этом вопросе хоть какой-то минимальный компромисс, то я думаю, что Азербайджан со своей стороны попытается протянуть руку и сделать все необходимое для того, чтобы этот вопрос поэтапно решился.

Понятно, что статус Нагорного Карабаха таким, каким он был до 1988 года в качестве области в составе Азербайджанской ССР, быть не может и армянская сторона прекрасно понимает, что Азербайджан никогда не допустит того, чтобы Нагорный Карабах приобрел даже минимальные признаки государственной независимости. Кроме того, ни одно государство его никогда не признает, и признавать не собирается. По этому поводу принята масса документов, резолюций, – то есть правовая база является основополагающей в данной ситуации, в данном конфликте. Поэтому армянская сторона просто должна понять, что тупиковая ситуация невыгодна прежде всего ей самой. Неблагоприятная политическая и экономическая ситуация в Армении усугубляется и это вызывает недовольство армянской общественности, которая понимает что официальный Ереван ничего не добился за все эти годы – все лозунги по поводу “независимости” Нагорного Карабаха лопнули как мыльный пузырь.

Поэтому Армения должна проявить трезвость, и если она пойдет по этому пути, то в Казани будет достигнуто хоть какое-то первичное соглашение с тем, чтобы продолжать этот процесс дальше.

– Это может расцениваться как прорыв в процессе урегулирования?

– Это будет не прорыв, но какой–то свет в конце туннеля. Это даст определенную надежду на окончательное урегулирование проблемы, даст старт процессу освобождения захваченных земель Азербайджана.

– Каков наиболее вероятный сценарий развития событий после встречи президентов в Казани?

– В принципе, все предшествующие события перед казанской встречей говорят о том, что по ряду вопросов сближение позиций возможно. Исключать этого сближения и какого-то частичного взаимопонимания нельзя. Но я бы не стал бы называть это каким-то радикальным прорывом и окончательным результатом, потому что до окончательного результата еще долго, и в течение одной встречи ждать каких-то больших результатов в вопросе решения конфликта, который оброс многолетними корнями, конечно, очень сложно. Реальность заключается именно в этом.

– В последнее время все чаще звучат заявления о недопустимости статус-кво. В пользу справедливой позиции Азербайджана принят ряд резолюций. Неужели международные организации не могут оказать давление на Армению с тем, чтобы добиться их исполнения?

– Это правда, многие международные организации приняли резолюции и решения в пользу справедливой позиции Азербайджана, но механизмы их исполнения либо не предусмотрены уставами этих структур, либо элементарно какие-то силы тормозят выполнение резолюций. Понятно, что за всеми этими решениями стоят мировые державы, и мы понимаем, что в принципе от воли эти мировых игроков зависит дальнейшее развитие ситуации.

По сути, кончено же, мы оказались как бы заложниками этих противоречий, противостояний между ведущими игроками в мире. Это очень важно. В любом случае, наша последовательность в отстаивании территориальной целостности Азербайджана, постоянная дипломатическая наступательная позиция в вопросе освобождения наших земель и принципиальность, которую мы постоянно демонстрируем, – думаю все же должны привести к тому, что процесс будет сдвинут с мертвой точки. Потому что сами ведущие игроки тоже убедились в том, что Азербайджан в своей позиции непреклонен, и статус-кво бьет по интересам самой Армении, которая находится в изоляции, которая не имеет дипломатических отношений с Турцией, Азербайджаном, отрезана от всех региональных проектов.

Мировые игроки, видимо уже понимают, что последующий ход событий может вообще привести к развалу, исчезновению Армении как государства, потому что в подобном ключе, с подобным развитием, эта страна просто столкнется с тупиковой ситуацией, из которой не будет никакого выхода.