Благодаря победе Эльдара и Нигяр в следующем году Евровидение пройдет в Азербайджане.
Песни азербайджанского композитора и певца Ризвана Садырханова исполняют лучшие российские и азербайджанские певцы, ролики с его песнями в Youtube смотрело больше 40 тысяч любителей песенного искусства.
Много почитателей искусства Садырханова в Италии, Израиле, России, где он нередко выступает с концертами. Р.Садырханов внимательно следит за всеми конкурсами “Евровидение”. Как сообщает AZE.az, Ризван Садырханов прокомменттировал в интервью “Эхо” итоги конкурса “Евровидение” в этом году и предстоящее Евровидение в Баку.
– После победы дуэта Нигяр Джамал – Эльдара Гасымова в Дюссельдорфе Азербайджан будет местом проведения Евровидения-2012. В каком бакинском зале или стадионе лучше проводить конкурс?
– В столице нашей страны есть центральный футбольный стадион, вмещающий 37 тысяч зрителей. Последний конкурс “Евровидение” в Дюссельдорфе, как известно, проводился на стадионе, переоборудованном специально для нужд этого конкурса. Но даже если мы обратимся к немецким специалистам, и они за большие деньги изменят облик и внутреннее устройство бакинского стадиона, это будет неправильно, так как изначально спортивная арена и трибуны стадиона им. Т.Бахрамова не удобны для концертного действа.
Полноценные зрительские трибуны там имеются только с одной стороны футбольного поля. Но никто не обязывает Азербайджан проводить Евровидение-2012 на стадионе. Если посмотреть историю проведения этого конкурса, обычно его проводят в концертных залах. В Баку строится невероятно красивое, уникальное здание Культурного центра Гейдара Алиева, на одноименном проспекте. Предполагается, что строительство центра, по проекту знаменитого архитектора Захи Хадид из Лондона, завершится через год.
Я бы предложил нашим властям задуматься о том, чтобы провести конкурс в этом здании, проведя необходимые работы по приспособлению здания к нуждам песенного конкурса. Не знаю, каким задумывалось создать этот центр, никто в широкой общественности не видел внутреннего убранства здания, но думаю, что за год, до мая будущего года наши строители смогут внести необходимые изменения в проект, чтобы подготовить этот комплекс к Евровидению-2012. Это будет правильным также с точки зрения удачного расположения Центра Г.Алиева и подъезда к нему участников и зрителей конкурса.
– В каком жанре, в каком стиле должна быть конкурсная песня, от Азербайджана в 2012 году?
– Для того, чтобы выбрать правильную песню, мы должны принять следующее – в будущем году Азербайджан победителем не станет, так как никто не позволит нашей стране взять первый приз второй год подряд. Больше одного раза, причем подряд, первое место заняли только ирландцы, в 1973-74 годах, а потом победили в 1975 году.
В техническом центре Евровидения имеется достаточно технических средств для того, чтобы помешать второй нашей победе. Обратите внимание, почему второе место в этом году заняла итальянская джазовая группа. Они победили с этой же песней на другом конкурсе в Италии и эту песню допустили для участия в Евровидении, что, впрочем, не противоречит правилам конкурса. Но песня была явно не формата Евровидения, это даже была не песня, а джазовая композиция.
Итальянцев провели на второе место для того, чтобы они вернулись на конкурс, который они игнорировали пять лет подряд, хотя были в свое время одними из создателей Евровидения. Теперь о нашей песне. Учитывая то, что в будущем году победителями мы не будем, я думаю, что правильным для нашего оргкомитета будет остановить выбор на песне с выраженным азербайджанским национальным колоритом.
Песня Нигяр и Эльдара написана шведами, они же были авторами песни для Сафуры Ализаде. В этих номерах народной музыки нет, наш фольклор отметился только в песне Айсель с Арашем, да и то весьма неудачно. Полноценно азербайджанская мелодия была озвучена только первыми нашими участниками Евровидения, да и там песня, автором которой была азербайджанский композитор Говхар Гасанзаде, впоследствии подверглась аранжировке в Швеции.
В Баку же должна быть исполнена сугубо азербайджанская эстрадная песня, основанная на национальном фольклоре и с учетом современных тенденций. Естественно, это не может быть мугам, так как конкурс не мугамный. Миру следует услышать национальные мотивы азербайджанского народа в исполнении наших эстрадных исполнителей, в азербайджанском эстрадном хите. Заведомо зная, что вновь первыми мы не будем.
– В зарубежной прессе есть благоприятные отзывы о выступлении азербайджанского дуэта, но в российской прессе, в частности, я читал мнение о конъюнктурности конкурса, о низком уровне азербайджанской песни…
– Евровидение, где решают судьбу певцов зрители, является самым демократичным песенным конкурсом. Но в этом есть другое – конкурс поменял формат, пойдя на поводу у зрителей. А зритель любит то, что ему дают. В этом плане наша песня значительно отличается от других. Выйти с такой песней было рискованно, потому что сейчас тенденция: чем хуже – тем лучше.
Вспомним немку Лену, в прошлом году занявшую первое место с непримечательной песней. Масса подобных примеров. Но мы рискнули и победили. Наша песня популярная, проходная и дальше года в памяти не останется. Но публике нравятся именно такие песни. Простые композиции из трех аккордов за месяц обретают миллионы слушателей. Очень сложно найти баланс, золотую середину между популярностью, с желанием понравиться публике, и качеством песни. Еще хочу сказать – основная нагрузка в нашей песне лежала на бэк-вокале в прекрасном исполнении очень профессиональных шведских певиц. Они покрывали все недостатки певцов. В нашем случае сыграла роль простота песни.
За исключением трех стран, приславших нам 12 баллов, мы набрали свои голоса за счет большинства государств, приславших по 3, 4, 5 баллов. Это подтверждает мою мысль, что зрителям нужна простая, непритязательная мелодия. Грузины же пошли по другому пути, прислав сильную рок-группу с великолепным голосом и музыкой, но их песня слушателей напрягала. Даже их одежда напрягала, нагружала, все исполнение было чересчур эмоциональным. Рок-песня турок не попала в финал вообще.
Эксперимент с оперным исполнением на Евровидении также оказался неудачным. Французский певец Васили попал не в свое место, не на тот конкурс. У него слабый оперный голос, даже технические способы улучшения голоса ему не помогли. Очень бедная тембральная окраска, без серебристости. На его фоне наши исполнители на несколько лет выглядели лучше остальных. О российском певце Воробьеве в российской прессе говорилось много. Его называли фаворитом, самым красивым и певучим. Но у меня он оставил совсем неприятное впечатление. Российский пузырь лопнул, даже не надувшись. Он вызывал отвращение чисто внешне, и подача песни у него была неприятная.