Ровно 25 лет назад, 25 августа 1985 года, в авиакатастрофе погибла Саманта Смит, американская школьница, осмелившаяся в самый разгар холодной войны написать письмо генсеку СССР Юрию Андропову.
Саманта стала первым “послом доброй воли”, которая смогла приподнять “железный занавес”, так долго отделявший советских жителей от всего остального мира, передает AZE.az со ссылкой на РИА Новости.
“Вы за войну или нет?”
А началось все с того, что осенью 1982 года на глаза Саманте попался журнал “Time Magazine”, на обложке которого красовался портрет Юрия Андропова, а передовая статья гласила о том, что новый глава СССР является опасной личностью, так как крайне враждебно настроен по отношению к Соединенным Штатам и намерен начать с ними чуть ли не ядерную войну, передает AZE.az со ссылкой на artekovetc.
В общем-то, в то время напуганной оказалась не только десятилетняя школьница из небольшого американского городка в штате Мэн, но и весь западный мир. Многие просто не знали, чего ожидать от Андропова, и считали, что страх перед бывшим председателем КГБ – это единственное, что хоть как-то может отсрочить его “зловещие” планы. Однако боялись не только за океаном, но и у нас тоже. В СССР даже ходили анекдоты о том, как именно надо “ползти на кладбище”, если вдруг нагрянет ядерная война, и на голову будет падать атомная бомба.
И, возможно, ситуация еще долго не сдвинулась бы с мертвой точки и двусторонняя истерия так бы и нарастала, достигнув в какой-то момент своего апогея, если бы Саманта вдруг не решила написать советскому лидеру письмо, в котором напрямую задала вопрос, волновавший всю мировую общественность: “Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Вы за войну или нет? “.
Прошло полгода, прежде чем Саманта получила ответ Андропова. “…Мы в Советском Союзе стараемся делать все для того, чтобы не было войны между нашими странами, чтобы вообще не было войны на земле. Так хочет каждый советский человек… Приглашаю тебя, если пустят родители, приехать к нам, лучше всего – летом. Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы – в Артеке на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все – за мир и дружбу между народами”, – написал Юрий Владимирович. Его ответ мгновенно оказался на первых полосах мировых СМИ, а фотография счастливой Саманты с письмом в руках украсила миллионы газет.
Красивая история юной американки мгновенно стала обрастать различными слухами. Так, к примеру, многие были уверены в том, что направить Андропову письмо, в котором поднимался один из главных вопросов того времени, от имени ребенка – никак иначе, как совместные “проделки” КГБ и ЦРУ. Впрочем, какая бы ни была правда, отменить той искренней улыбки, которой озарила Саманта Смит нашу угрюмую страну летом 1983 года, не могло, пожалуй, ничто.
“Будем жить!”
Саманта приехала в Москву летом, 7 июня 1983 года, вместе с родителями. О том, что в столице уже в самом аэропорту ее будут поджидать толпы журналистов и ликующих сверстников, 10-летняя гостья даже не подозревала. За те две недели, что Саманта провела в СССР, она сумела завоевать внимание не только всех СМИ, но и многих советских жителей. Программа “Время”, ежедневно рассказывающая о “советских” каникулах Саманты, служила чуть ли не главным проводником в настоящую американскую жизнь.
В пионерском лагере “Артек” Саманту ждали не меньше, чем в столице. Для нее специально готовили самую лучшую комнату, шили форму и даже успели достроить столовую. Интересно, что костюм для гостьи шился наугад, точных размеров, разумеется, никто не знал. Однако все опасения впоследствии оказались пустыми: форма настолько понравилась американской школьнице, что она решила увезти ее с собой.
“Саманта вела себя в лагере очень мило и естественно, ни капли “звездной болезни”. Но и ее не выделяли, куда все, туда и она… Зарядку по утрам делала, в море окуналась со всеми, визжала, как все… Кстати, фотографии не врут, Саманта была исключительно красивым ребенком, с очень яркими красками на лице… А если прибавить к этому ее постоянную готовность улыбаться (причем не чисто по-американски, для проформы, а от полноты жизни, от радости, что ты есть, и все у тебя хорошо), то от нее глаз было не отвести”, – вспоминает бывшая артековская вожатая Ольга Сахатова.
Саманта успела побывать и в Ленинграде, и лично пообщаться по телефону с самим Юрием Андроповым. Благодаря ей появилось новое выражение – “детская дипломатия”. 22 июля 1983 году, перед отлетом домой Саманта произнесла слова, которые и по сей день помнят многие: “Будем жить!”
Однако пожеланию юной американки так и не суждено было сбыться. 25 августа 1985 года Саманта и ее отец возвращались из Англии, где они участвовали в шоу Роберта Вагнера – одном из популярнейших на островах. В аэропорту города Огасту их ждала Джейн Смит, мама Саманты. Неожиданно к ней подошел мужчина в форме и сказал: “Самолет снизился, мэм”. “То есть как снизился?” – переспросила она. “Я имею в виду, что они разбились. Погибли все”, – ответил незнакомец. Саманте тогда было всего 13 лет.
В одном из интервью газете “Московский комсомолец” на вопрос о том, какой бы могла стать Саманта сейчас, ее мама ответила: “Мне часто задают этот вопрос. Дети вырастают и меняются с годами, трудно что-либо предположить. Однако Саманта уже тогда была сформировавшейся личностью. У нее было много планов – помимо всего прочего она хотела быть актрисой, и опыт поездки в СССР только пошел бы ей на пользу. Отец хотел, чтобы она стала политиком, а точнее, сенатором от штата Мэн. Кто знает… “