Странная личность графа Калиостро сегодня уже мало кем воспринимается как действительное историческое лицо, скорее наоборот – вымышленный персонаж, рожденный фантазией людей XVIII столетия. И, тем не менее, граф Калиостро был реальным героем своего времени, великим мастером загадывать загадки и ошеломлять
Юные годы
XVIII век был веком возрождения алхимии и других тайных наук. Это было время, когда сокровенное знание пытались облечь в формулы и осмыслить в понятиях позитивного мира. Наука набирала силу, но была еще так же загадочна, как магия. Это время порождало магов, провидцев, алхимиков и авантюристов всех мастей. И одной из самых ярких звезд на астральном небосклоне стал граф Калиостро. Кем он был? Алхимиком, ученым, масоном, просветителем, шарлатаном? Или всем понемногу? В нем обманчиво и неясно буквально все. Начиная с его имени. Весь мир знал его как графа Калиостро. Но 1 июня 1743 г. в Палермо на острове Сицилия в бедной семье родился Джузеппе Бальзамо. И здесь опять много непонятного.
Хотя считается доказанным, что граф Калиостро и Джузеппе Бальзамо – одно и то же лицо, сам граф категорически это отрицал. Он утверждал, что родился и вырос в Медине. Когда именно, он не уточнял, но давал понять, что это случилось не одно столетие назад; сын христианина, сам добрый католик, он вместе с тем впитал в себя с юных лет всю “мудрость Востока”, сначала в знойной Аравии, потом в стране пирамид воспитатели приобщили его к “тайным знаниям”, к традициям “высокого” магического искусства.
Но даже если предположить, что Калиостро обманывал, путаница вокруг его места рождения не слишком проясняется. Почему-то принято считать, что Бальзамо-Калиостро родился в респектабельном районе Палермо, недалеко от виа Рома. На самом же деле детство его прошло в узких и грязных переулках вокруг рыночной площади, которые сегодня выглядят ничуть не благополучнее, чем два с половиной столетия назад.
Не удивительно, что мальчику захотелось выбраться отсюда любым способом. Неважно, к чему ему бы пришлось прибегнуть – к магии или к мошенничеству. Не удивительно и то, что в зрелые годы он создал романтическую легенду о своем происхождении. Итак, из этих дурно пахнущих тупиков мог появиться человек, блиставший при многих дворах Европы. Если, конечно, история с Мединой – просто вымысел:
Впрочем, документы свидетельствуют, что хотя бы с местом крещения маленькому Джузеппе повезло. Обряд проходил в кафедральном соборе Палермо, где покоится прах древних королей. Правда, вряд ли столь пышное начало духовной жизни способствовало материальному благополучию. Отец Бальзамо умер вскоре после рождения сына. И семье постоянно грозило скатиться в нищету. Что не мешало бабке Бальзамо пророчить внуку графский титул, а матери – закрывать глаза на то, что мальчик лжив и хитер, и тешить себя вещими снами. В ее снах Джузеппе женился на дочери графа и становился знатен и богат.
Но видения видениями, а реальность требовала готовить сына к более приземленной карьере. И вот, здесь же, в Палермо, будущий граф был отдан в ученики к своему дяде – фармацевту. Но это опять же лишь одна версия. Другая заключается в том, что в юности Калиостро жил на Родосе вместе с “великим герметическим мудрецом”, которого звали Альтотсом, и получал от него наставления в тайных науках.
Правда, фармакология хоть и не совсем тайная наука, но сослужила хорошую службу графу Калиостро, который впоследствии занимался не только магией, но и медициной в разных городах Европы.
Впервые будущий великий кудесник покинул родной город Палермо (если, конечно, Палермо действительно был его родным городом) в семнадцать лет. Но отправился он пока что совсем недалеко – в сицилийский городок Колтажироне, чтобы там, в монастыре, продолжить свое образование.
Калиостро в Санкт-Петербурге
“Сверкнул как яркая звезда на нашем тусклом небосклоне” – так расценили современники явление в Петербурге в 1779 г. знаменитого графа Калиостро. Калиостро прибыл сюда из Курляндии, и планы у него были самые обширные и дерзкие. Так, например, он рассчитывал ни много, ни мало занять прочное место при российском дворе, очаровав императрицу Екатерину. Но, видимо, граф переоценил свои возможности, тем более что у Северной Семирамиды был большой выбор, и она далеко не отличалась впечатлительностью курляндских баронесс, превозносивших Калиостро.
Впрочем, Екатерина, хоть и не прибегала сама к услугам мага и астролога, рекомендовала его своим приближенным, так что первый шаг к покорению Петербурга был все-таки сделан. И Калиостро развернулся вовсю. Начал он с сеанса черной и белой магии безо всякого ее разоблачения. Сеанс проходил в доме генерала от артиллерии Мелисино и произвел довольно сильное впечатление.
Затем граф изгнал дьявола из одержимого Василия Желугина, после чего занялся исцелением всех возможных болезней. Причем сначала он не брал никаких денег с больных и даже, наоборот, помогал нуждающимся. Но когда известность его возросла, он пожал обильную жатву со своей рекламно-благотворительной деятельности и начал требовать непомерных гонораров за свои услуги.
Потерпев поражение с императрицей Екатериной, граф решил пойти по другому пути. Он познакомил и практически свел свою жену красавицу Лоренцу с фаворитом Екатерины – светлейшим князем Потемкиным. И Потемкин, сперва настроенный по отношению к магическим способностям Калиостро довольно скептически, все-таки согласился принять участие в некоторых экспериментах.
Так, например, Калиостро предложил князю увеличить втрое весь его золотой запас. Григорий Александрович был по понятным причинам одним из самых богатых людей Европы, но на опыт согласился. Во-первых, из любопытства, а во-вторых, из чувства симпатии к графине Калиостро. После манипуляций Калиостро золото взвесили и подвергли анализу. Как это ни удивительно, его и вправду стало в три раза больше. Но и Калиостро в накладе не остался – одну треть этого таинственного золота он получил за труды.
Эти собрания проходили, в частности, в павильоне “Ротонда” – одной из построек комплекса Елагинского дворца. Во время реставрационных работ в подвалах Ротонды были найдены загадочные сосуды, предназначение которых неизвестно. Ротонда, или, как ее иначе называют, Павильон под флагом, стоит в окружении лиственниц, которые являются символическим деревом масонства, и к тому же располагается на месте встречи четырех основных стихий – воздуха, воды, земли и солнца. И потому он считался самым подходящим местом для разных мистических опытов и был по достоинству оценен графом Калиостро.
К тому же Калиостро по своей привычке всюду обещать разные клады сообщил российским масонам, что где-то в подвалах Ротонды хранятся все те же рукописи царя Соломона, которые он собирался найти для курляндского дворянства. Впрочем, граф превзошел самого себя в абсурдности своих заявлений. Он сообщил российскому просвещенному обществу, что в этих подвалах скрыто не что-нибудь, а саркофаг Гомера.
Кстати сказать, после того как секретарь Елагина повредился рассудком от всей творящейся вокруг него мистики, обер-гофмейстер велел засыпать этот подвал и раскопали его только во время недавней реставрации. Эти невзрачные помещения до сих пор окутывает завеса тайны. Во времена Калиостро здесь было совсем иное убранство, и творимые здесь дела могли свести неокрепших духом с ума:
Казалось бы, графу Калиостро в России сопутствовал успех. Ему благоволил Потемкин, его принимали в высшем свете. Но все-таки российское общество в целом оказалось гораздо более скептическим, чем пылкие галлы или романтические курляндцы. Да к тому же и покровительство Потемкина, в конце концов, вышло графу боком. Матушка Екатерина быстро смекнула, что ее фаворит увлечен вовсе не тайными науками, а прелестями госпожи Калиостро. Будучи женщиной решительной, она быстро поставила светлейшего на место, а Калиостро повелела “елико возможно поспешно” покинуть дом на Дворцовой набережной, который он занимал, да и вообще пределы Российской империи. И вдобавок сочинила о нем комедию под названием “Обманщик”, где вывела его под именем шарлатана Калифлакжерстона.
Высший свет над комедией очень смеялся, а о графе Калиостро особенно не жалел. А обращаться за врачебной помощью охотно стал к популярному народному целителю Ерофеичу, который изобрел свой эликсир жизни, состоящий как минимум на сорок процентов из спирта. Куда уж там всяким заморским чародеям! Так бесславно закончились похождения Калиостро в России.
Смерть Калиостро
Двадцать шестого августа 1795 г. в крепости Сан-Лео в горах Тосканы окончил свою бурную, полную обмана и приключений жизнь великий маг граф Александр Калиостро. Вряд ли этот человек, предсказавший собрание Конвента и падение Бастилии, мог предвидеть столь печальный конец своей блистательной карьеры.
Калиостро вернулся из странствий по Европе в Италию в 1789 г. и решил обосноваться в Риме. Вместе со своей женой Лоренцой он поселился на площади Испании, неподалеку от посольства ордена Святого Иоанна. Калиостро в молодости несколько лет провел на Мальте и втерся в доверие к магистру Мальтийского ордена. В Риме Калиостро, как и везде, занимался врачеванием и оккультными науками.
Но он понимал, что подобная деятельность в непосредственной близости от папского престола и инквизиции не вполне безопасна, и потому особенно не усердствовал. Главным его делом в Риме стали попытки создания одной из своих тайных масонских лож египетского обряда. В этом он не видел для себя большого риска. Ведь среди масонов числились очень многие князья церкви, и потому трудно было предположить, что папский престол начнет всерьез преследовать вольных каменщиков.
Но Калиостро просчитался. За то время, что он прожил в Риме, ситуация в корне изменилась. Великая Французская революция, которую многие связывали с масонским влиянием, очень напугала духовенство. И священнослужители стали спешно покидать масонские ложи. Так что Калиостро выбрал неудачный момент для своего начинания. И неудивительно, что вскоре после приезда он был арестован по обвинению во франкмасонстве.
Калиостро был заточен в замок Сант-Анджело, и начался долгий судебный процесс. Графа судили одновременно и за магические упражнения, и за масонскую деятельность. Причем инквизиторы долго не могли решить, то ли считать Калиостро настоящим магом и, следовательно, человеком, связанным с нечистой силой, то ли лже-магом, то есть мошенником. В конце концов, его обвинили и том, и в другом – и в контактах с бесами, и в обмане.
Говорили также, что большую роль в обвинении сыграла Лоренца, которая давала показания против мужа. Если это и правда, ее это не спасло, она была приговорена к пожизненному заключению в монастырь, где она умерла. Многие утверждали впоследствии, что ее призрак бродит по площади Испании и горько сожалеет о своем ненужном предательстве.
Сам же граф Калиостро был приговорен к показательной смерти, то есть к публичному сожжению. Но в последний момент Папа римский заменил смертную казнь пожизненным заключением. Существует легенда, что сразу после вынесения смертного приговора в Ватикан явился некий чужестранец, которого никто не видел ни до, ни после того. Он потребовал личной аудиенции у Папы, послав ему через кардинала-секретаря некое СЛОВО вместо имени. Папа немедленно принял его, но аудиенция длилась всего несколько минут. И не успел он уйти, как Папа отдал распоряжение отменить смертную казнь графа Калиостро.
7 апреля 1791 г. в церкви Санта-Мария на площади Минервы состоялся торжественный ритуал покаяния. Калиостро, босой в простой рубахе, стоял на коленях со свечой в руках и молил бога о прощении, а в это время на площади перед церковью палач сжигал все магические книги Калиостро и весь его волшебный инвентарь.
Затем Калиостро был препровожден в замок Сан-Лео. Эта величественная крепость расположена высоко в горах Тосканы, в те времена она принадлежала папскому государству. Как и многие подобные твердыни, она служила одновременно и крепостью и тюрьмой. Замок построен на вершине огромной скалы, почти отвесной с обеих сторон. Преступника здесь доставляли в камеру в специальном ящике, в котором тюремщик при помощи веревок и блоков поднимал его со скоростью ветра.
В мрачной камере Калиостро провел четыре года. Причем после того, как он, по свидетельствам очевидцев, умудрился без каких-либо инструментов превратить ржавый гвоздь в прекрасный стальной стилет, испуганные стражи заковали его в цепи. Сторожить Калиостро было делом беспокойным. Тюремщикам приказали проявлять особую бдительность. Тем более что в папскую курию приходили анонимные письма, в которых сообщалось, что поклонники графа намерены освободить его с помощью воздушного шара.
Но воздушного шара Калиостро так и не дождался. Четыре года, проведенные в тесном сыром каменном мешке, сделали свое дело и бессмертный граф скончался. Одни говорят – от пневмонии, другие утверждают, что от яда, подсыпанного ему тюремщиками.
Сейчас в крепости Сан-Лео и в городке, лежащем у ее подножия, Калиостро пользуется большой популярностью. А инквизиция, напротив, подверглась заслуженному осуждению. Здесь есть небольшой музей, посвященный графу Калиостро, а в баре внизу продается эликсир жизни с портретом великого мага на этикетке.
И последняя загадка, которую загадал Калиостро. Никто не знает, где именно он похоронен. Гете искал его могилу на кладбище в Палермо, да так и не нашел. А капеллан Сан-Лео пустил слух, что великий маг покоится около сарая, откуда местные жители любили приворовывать добро этого самого капеллана.
Но, похоже, он сделал это только для того, чтобы отпугнуть нечистых на руку поселян. По крайней мере, нет абсолютно никаких доказательств того, что могила Калиостро находится в окрестностях Сан-Лео. Именно из-за этой неопределенности до сих пор ходят упорные слухи, что граф жив и обретает сейчас где-то в Индии или на Тибете. Что ж, каждому времени – свои мистические места.