Сегодня Грузия представит в Гааге доказательства вины России

Международный суд ООН рассматривает иск Грузии против России.

Во вторник в международном суде ООН в Гааге на слушаниях по иску Грузии к России в связи с событиями августа 2008 года будут рассмотрены аргументы Тбилиси.

Грузия подала иск против России в августе 2008 года, обвиняя Москву в том, что ею с 1990-х годов по 2008 год были нарушены обязательства по Международной конвенции об искоренении всех форм расовой дискриминации.

Однако суд ещё не приступил к рассмотрению дела по существу, так как Россия настаивает на том, что у суда отсутствует юрисдикция по данному иску. Именно возражениям российской стороны посвящены нынешние слушания в Гааге.

Слушания, которые продлятся до 17 сентября, начались в понедельник с выступления российской стороны.

Грузинская сторона считает, что у нее имеются веские основания для того, чтобы добиться успеха в высшем судебном органе ООН.

“Мы думаем, что аргументы, которые на этом этапе выдвигает Россия – это только лишь попытка избежать ответственности. У нас очень большие надежды на то, что мы сможем получить поддержку большинства в суде, – уверена первый заместитель министра юстиции Грузии, которая представляет грузинскую сторону в Гааге, Тинатин Бурджалиани, передает AZE.az со ссылкой на BBC.

Спора нет?

По словам Натии Кацитадзе из грузинской Ассоциации молодых юристов, Международный суд может рассмотреть дело даже без согласия одной из сторон.

Российская сторона отрицает, что спор существует. Наша же позиция в том, что у нас есть спор, касающийся этнической чистки именно с Россией, а не с абхазами и южными осетинами
“Конвенция, на основании которой Грузия подала иск, прямо говорит, что если есть проблемные вопросы и стороны, т.е члены этой конвенции не приходят к согласию посредством переговоров, то, по требованию одной из сторон, дело может рассмотреть международный суд”, – говорит Кацитадзе.

Суд должен решить существует ли спор между Россией и Грузией, предусмотренный Конвенцией, на который распространяется юрисдикция суда, говорит Бурджалиани. “Российская сторона отрицает, что спор существует. Наша же позиция в том, что у нас есть спор, касающийся этнической чистки именно с Россией, а не с абхазами и южными осетинами”, – сказала Бурджалиани.

Надежды на успех

Грузинские правозащитники отмечают, что у Грузии имеются веские основания, чтобы доказать в суде: в непризнанных республиках осуществлялась этническая чистка.

“Настолько много фактического материала и доказательств того, что именно грузинское население пострадало, что я думаю перспективы выиграть это дело действительно реальные”, – считает исполнительный директор неправительственной организации “42 статья Конституции” Манана Кобахидзе.

По её словам, только её организацией в Европейский суд по правам человека в Страсбурге было подано 406 жалоб от грузинских переселенцев.

Прекращение этнической дискриминации со стороны России в Абхазии и Южной Осетии – это главное требование грузинской стороны, говорит Бурджалиани. Также Грузия требует, чтобы Россия перестала препятствовать возвращению беженцев.

Однако, по словам экспертов, даже в случае если в этот раз суд примет решение в пользу Грузии, впереди долгий и трудный процесс судебного разбирательства.

“Ни нашим, ни вашим”

Ректор Дипломатической академии Грузии, Сосо Цинцадзе, говорит, что он не ожидает жесткого решения по отношению к России. “Надо, учесть, что в этом суде судьи представляют европейские страны и постараются вынести решение “ни вашим, ни нашим”, – полагает он. – Но, в любом случае, для России это не подарок, грузинская делегация уже практически на весь мир может озвучить неопровержимые улики, которые она собрала против России”.

Другие эксперты, такие, например, как Гия Хухашвили, считают, что даже если у грузинской стороны есть перспективы в Международном суде в Гааге, Грузия может вместо решения проблем получить появление “контрдел” против Грузии.

“Я не думаю, что этот суд дойдет до логического конца, но даже если решение будет по отношению к России жестким, механизма выполнения Россией таких решений на Западе пока не найдено, – говорит Хухашвили. – Более того, на Западе понимают простую вещь – чем больше прижимать Россию, тем опаснее она становится”.