Основным препятствием на пути политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта остается нежелание Еревана отказываться от удобного ему статус-кво.
Как передает AZE.az, деоккупация азербайджанских территорий в обмен на разблокирование армянских границ является наиболее вероятным первым шагом на пути мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, заявил директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков, говоря о перспективах решения этой проблемы кавказского региона.
“Вестник Кавказа” продолжает серию интервью, посвященных нагорно-карабахскому урегулированию, и сегодня наш гость – известный политолог Сергей Марков.
Как подчеркнул эксперт, такова “казанская” формула: Армения передает Азербайджану оккупированные районы вокруг Нагорного Карабаха, а в ответ Азербайджан снимает экономическую блокаду Армении. “Должно полностью возобновиться экономическое и гуманитарное сотрудничество и передвижение людей, кроме того, освобожденные районы должны быть демилитаризованы, что выгодно и Армении. Также нужен договор о неприменении вооруженных сил, а в качестве его гаранта по границам должны быть поставлены миротворцы. “Казанская” формула наиболее вероятно будет реализована”, – отметил он, добавив, что французский и американский сопредседатели Минской группы ОБСЕ постараются ее видоизменить, дабы в реализации мирного плана урегулирования участвовала не одна Россия.
Дело лишь за согласованием ряда конкретных параметров этой формулы. “Первое – сколько районов должно быть передано. Армения предлагает деоккупацию пяти районов, сохраняя, в первую очередь, Лачинский район, соединяющий республику с Нагорным Карабахом. Азербайджан предлагает деоккупацию шести районов и части Лачинского, дабы под оккупацией остался лишь Лачинский коридор в пределах двойной ширины снайперского выстрела”, – озвучил одну из практических проблем Сергей Марков.
“Кроме того, обе стороны согласны, что должны начаться переговоры о статусе Нагорного Карабаха, однако будут дискуссии по деталям: когда будет записано, что в будущем пройдет референдум, что должно быть в преамбуле к такому документу. Азербайджан требует, чтобы там были записаны Мадридские принципы, предполагающие территориальную целостность Азербайджана, включая Нагорный Карабах. Армения говорит: “Какой тогда смысл в референдуме, если сразу предполагается, что Карабах будет частью Азербайджана?” и хочет как можно быстрее провести референдум, пока там очевидный приоритет армянского населения и, что называется, “война в умах”. Азербайджан хотел бы сначала решить вопрос о возвращении беженцев, дабы армянское и азербайджанское население Нагорного Карабаха совместно приняло то или иное решение на референдуме”, – рассказал о второе проблеме политолог.
Впрочем, обратил внимание эксперт, основным препятствием на пути политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта остается нежелание Еревана отказываться от удобного ему статус-кво. “Казанская формула не состоялась не только из-за разных видений мирных процессов, но и из-за того, что Армения вообще не “горела” выходить на этот компромисс она просто хотела оставить все так, как оно сейчас есть. Вспышка боевых действий оказала воздействие и на руководство Армении, и на руководство России, и на руководство Франции и США, и на представителей других международных организаций, показав, что подобное ничегонеделанье не может продолжаться бесконечно. Если текущие переговоры вновь закончатся неудачей, то следующая вспышка военных действий, как мне представляется, будет неизбежной, и тогда, вероятно, определенная часть оккупированных территорий вернется под контроль Азербайджана”, – предупредил Сергей Марков.
Если же переговоры будут успешными, в регионе будет снижена напряженность, а его экономические ресурсы увеличатся. “Также это создаст предпосылки для более интенсивного сотрудничества Азербайджана с ЕАЭС. Помимо прочего, урегулирование будет способствовать более интенсивному перемещению людей и приведет к некоторому усилению влияния России”, – уверен эксперт.
По его оценке, конструктивная роль Запада в актуальных переговорах заключается в невмешательстве. “США, как мы знаем, с трудом терпят чужие инициативы, поэтому с их стороны могут последовать предложения с целью торпедировать процесс. В связи с этим конструктивность со стороны США может состоять только в том, чтобы не ставить палки в колеса реализации “казанской” формулы. В России, в отличие от США и Франции, кроме армянской диаспоры имеется еще и мощная азербайджанская диаспора, которые друг друга уравновешивают, что позволяет России иметь более сбалансированную позицию. Вмешательство США будет прежде всего вмешательством армянской диаспоры США, стоящей на более радикальной позиции, нежели общество внутри Армении и даже карабахский клан, занимающий ключевые должности в руководстве Армении”, – ожидает политолог.